ВС посчитал размер «субсидиарки» для руководителя
В деле о банкротстве общества «Югметаллснаб-Холдинг» конкурсный управляющий Андрей Кравченко потребовал привлечь экс-руководителя Руслана Булько к субсидиарной ответственности по долгу из кредитных договоров, заключенных с банком ВТБ (дело № А53-1203/2016). Булько не только подписывал эти договоры от имени общества, но и выступал по ним поручителем. ВТБ «просудил» требование на 281 млн руб. к Булько как к поручителю в судах общей юрисдикции.
Арбитражный суд Ростовской области решил, что требование банка подлежит включению в размер субсидиарной ответственности Булько. Суд указал на различие ответственности поручителя и субсидиарной ответственности контролирующего должника лица. Ведь «субсидиарка» представляет собой деликтную ответственность, в то время как ответственность поручителя представляет собой ответственность за нарушение обязательств, вытекающих из гражданско-правовых отношений.
Апелляция с этим не согласилась. Раз банк заявил прямой иск к руководителю должника о возмещении причиненного вреда вне рамок дела о банкротстве, то, по мнению суда второй инстанции, кредитор фактически выбрал способ распоряжения принадлежащим ему требованием. Иное будет означать двойную ответственность руководителя. Суд округа согласился с этим выводом.
Банк ВТБ обратился с жалобой в Верховный суд. Банк настаивает, что суд первой инстанции принял верное решение по этому делу. Гражданско-правовая ответственность поручителя и субсидиарная ответственность контролирующего должника лица имеют разную правовую природу и не являются тождественными, уверены юристы банка. При этом исполнение по любому из двух требований повлечет снижение размера ответственности по остальным обязательствам.
Экономколлегия с этим согласилась, отменила судебные акты апелляционного и кассационного судов и «засилила» позицию первой инстанции.