Резник: В вопросе смертной казни общественное мнение некомпетентно
Вице-президент Федеральной палаты адвокатов Генри Резник считает, что нет никаких разумных причин для возвращения к смертной казни. Об этом он заявил порталу Daily Storm. Адвокат также не согласился с позицией председателя Конституционного суда, согласно которой мораторий на смертную казнь потенциально может быть отменен в будущем. Об этом Валерий Зорькин написал в опубликованном накануне труде «Конституционное правосудие: Процедура и смысл».
Резник согласился с мнением Зорькина, что большинство населения России все еще выступает за смертную казнь. Но в этом случае общественное мнение не должно иметь решающего значения, считает адвокат. «Потому что общественное мнение бывает некомпетентно», — подчеркнул Резник. В момент отмены смертной казни в Европе большинство населения там тоже не поддерживало такие изменения.
При этом разумных оснований для смертной казни нет: она не снижает уровень преступности, увеличивает цену судебной ошибки. К тому же большинство, если не все серийные убийцы, — неполноценные, невменяемые люди, полагает Резник. Между тем именно такие преступления вызывают всплеск требований вернуть смертную казнь.
Это эмоциональное чувство основано на простой мысли: убивец не должен ходить по земле, он должен быть уничтожен.
Вице-президент ФПА также напомнил, что отказ от моратория на смертную казнь приведет к вынужденному выходу России из Совета Европы, а это станет для страны настоящей трагедией.
В своем тексте Зорькин отметил, что «наука, в отличие от опросов общественного мнения, ориентируется не на количество высказанных точек зрения, а прежде всего на глубину аргументации». Он напомнил, что Иммануил Кант и Георг Гегель оба обоснованно выступали за смертную казнь, и наличие таких авторитетов на ее стороне само по себе опровергает утверждения о неправовой природе смертной казни.
Глава КС также процитировал создателя либертарно-юридической концепции права Вадика Нерсесянца, который писал, что «отказ от смертной казни — это уступка твердого и уверенного в себе правопорядка в пользу более мягких общественных нравов». Со своей стороны Зорькин выразил надежду, что Россия останется на позиции предпочтения нравственных и религиозных ценностей, полностью отрицающих смертную казнь, принципам права, которые подразумевают равенство наказания тяжести преступления.