Практика
18 февраля 2022, 18:01

ВС решал, сколько экспедитор заплатит за повреждение груза

В одном из недавних споров Верховный суд разбирался, какие документы нужны для подтверждения объявленной стоимости груза, — от этого зависело, в каком объеме будет отвечать перевозчик за его повреждение.

Общество «ДЛТС» отправило двигатель внутренного сгорания из Магадана в Хабаровск. Для этого компания заключила договор перевозки груза с обществом «ДВ Энергия». За перевозку заплатили 57 760 руб. Груз передал механик общества-отправителя и получил на руки экспедиторскую расписку, согласно которой «ДВ Энергия» приняла к перевозке по согласованному сторонами маршруту груз весом 1500 кг с объявленной ценностью в 150 000 руб.

В процессе перевозки груз повредили, что стало поводом для обращения ДЛТС с иском в Арбитражный суд Хабаровского края (дело № А73-16704/2020). Суды удовлетворили иск ДЛТС и взыскали всю стоимость запчастей, приобретенных для ремонта двигателя.

При этом три инстанции отклонили ссылку ответчика на подп. 3 п. 1 ст. 7 закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», согласно которой перевозчик в случае повреждения груза должен возместить убытки в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность. Они сослались на формальное указание в экспедиторской расписке объявленной ценности груза, поскольку лицо, подписавшее расписку, подтвердило, по мнению судов, лишь факт передачи груза на экспедирование. Доказательств заключения договора с полным перечнем условий в деле нет, полномочия на объявление ценности у механика ДЛТС отсутствовали.

С этим не согласился Верховный суд. «Составления дополнительного договора законодательство не требует. Мнение судов об обратном и о формальном указании в экспедиторской расписке объявленной ценности груза ошибочно», — указали в экономколлегии. Ущерб подлежал взысканию в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность груза, указал ВС. С этим указанием дело вернули на новое рассмотрение в АС Хабаровского края.