ПРАВО.ru
Практика
11 февраля 2022, 17:01

АСГМ защитил Deloitte от российских налоговиков

АСГМ защитил Deloitte от российских налоговиков
АО «Делойт и Туш СНГ» отменило в Арбитражном суде Москвы решение столичной ИФНС годичной давности, в котором налоговики отказались учесть почти целиком рекламные расходы в базе налога на прибыль и НДС. Эксперты отмечают, что налоговая служба своим подходом поставила под сомнение в принципе возможность самостоятельного продвижения компаний, работающих под единым брендом. Арбитражный суд Москвы посчитал подобную позицию госоргана незаконной.

Всеобщие расходы

В 2014–2016 годах «Делойт» купило у сторонних организаций разные рекламные услуги на общую сумму 66,7 млн руб. Их поставщиками выступили самые разные лица: от Российского футбольного союза и ПМЭФ до издания РБК и Третьяковской галереи. Компания отразила эту сумму в расходах, уменьшив базу по налогу на прибыль и НДС.

Налоговая инспекция посчитала, что траты на рекламу преследовали цель принести доход всей группе компаний Deloitte. Именно из ее общей выручки инспекторы и рассчитали долю российской фирмы за то же время. В итоге из расходов общества вычли 99,75% за 2014-й, 99,77% за 2015-й и 99,73% за 2016 год. Госорган доначислил аудиторам 23,6 млн руб. налогов. 

Компания «Делойт» входит в состав международной сети фирм Deloitte, предоставляет аудиторские и сопутствующие аудиту услуги на территории России, в том числе через филиалы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Южно-Сахалинске, Владивостоке и Уфе, под единым брендом Deloitte.

Арбитражный суд Москвы установил (дело № А40-177093/21), что российское АО использовало бренд «Делойт» в печатных материалах, на баннерах и сувенирной продукции.

Судья Анна Стародуб указала, что фирмы международной сети Deloitte во всем мире являются отдельными и независимыми юрлицами, которые координируют подходы к оказанию услуг, профессиональные стандарты и методологию, используя один и тот же товарный знак. Каждая компания несет собственные расходы на рекламу. 

Рекламные кампании и материалы российского филиала были ориентированы на рынок РФ и СНГ. В объяснениях компания написала: «Наивно полагать, что размещение рекламы на мероприятии «Неделя Российского Ретейла», футбольных матчах Российского футбольного союза, вручении премии РБК и других было направлено на получение дохода не российским обществом, а другими организациями, которые ведут деятельность в Анголе, Бахрейне, Камбодже, Японии, США и более чем в ста других государств, где такие иностранные организации работают под одним и тем же товарным знаком Deloitte».

Общество представило первичные учетные документы, подтверждающие доходы, полученные в том числе за счет рекламы. Участие в ПМЭФ помогло получить в 2014–2017 годах доход в размере более 1,5 млрд руб. от крупнейших заказчиков — участников форума. 

Инспекция же не представила доказательств дохода других компаний сети от целевой аудитории, на которую были рассчитаны рекламные услуги. 

Наконец, суд установил, что на сайте deloitte.com, на который ссылается налоговая, нет бухгалтерской информации о выручке компаний, входящих в международную сеть Deloitte. У них вообще нет консолидированной финансовой отчетности. Это лишь ориентировочная цифра. 

Судья Стародуб признала недействительным решение ИФНС России № 10 по Москве в части доначисления налога на прибыль и НДС. Российскому офису «Делойт» не придется доплачивать 23,6 млн руб. налогов.

Простор для творчества

Юрфирма Щекин и партнеры Щекин и партнеры Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) в своем телеграм-канале пишет, что при извлечении доходов на локальном рынке одним игроком учет у него расходов по продвижению бренда на этой территории не должен вызывать претензий в принципе. А подход российских налоговиков ставит под сомнение возможность самостоятельного продвигать себя компаниям, которые работают под единым брендом, отмечает Андрей Илларионов, руководитель налоговой практики адвокатского бюро «Юрлов и партнеры»: «Тем более странно, что в этой возможности отказывают крупнейшей аудиторско-консалтинговой фирме».

Адвокат, председатель Коллегии адвокатов «Адвокат Премиум» Тимур Чанышев подчеркнул, что инспекция, принимая решение, совершенно не обратила внимания на представленные обществом финансовые документы, подтверждающие затраты и расходы. 

Факт того, что налоговый орган не захотел разобраться в понятиях фирм-участников, не являющихся дочерними организациями или филиалами cети Deloitte, вообще вызывает удивление. Поэтому вполне логично, что суд увидел искажения понятий.

Тимур Чанышев

А вот партнер налоговой практики BMS Law Firm Давид Капианидзе считает, что налоговая инспекция подняла интересную проблему, так как вхождение в сеть означает определенную взаимосвязь этих компаний — продвижение одной из них автоматически повышает узнаваемость других. 

Каждая компания является отдельным юридическим лицом, но фактически в сети Deloitte используются единые стандарты. И когда идет рассказ о той или иной компании, по сути, это представление товарного знака Deloitte.

Давид Капианидзе

Партнер TAXOLOGY TAXOLOGY Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (споры) группа Налоговое консультирование и споры (консультирование: high market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование (таможенное право) группа Природные ресурсы группа Ритейл, FMCG, общественное питание группа Цифровая экономика Алексей Артюх в своем фейсбуке констатирует, что решение налоговой для нее самой по их логике несло в себе массу рисков и противоречий. «Можно ли при этом в такой же пропорции принять для нашего налога на прибыль расходы всех остальных мировых офисов на рекламу, инспекция умалчивает. В общем, простор для творчества тут неповторимый», — заметил он.