Практика
4 апреля 2022, 16:59

ВС не позволил бесплатно воспользоваться морским портом

Корабли компании швартовались в морском порту, но оплачивать предоставленные услуги никто не стал, а суды с этим согласились. Верховный суд их решения отменил.

ФГУП «Росморпорт» решило взыскать с общества «Аншип» почти 7 млн руб. неосновательного обогащения. Эти деньги, по мнению истца, компания получила за услуги по предоставлению теплоходам ответчика мест временной стоянки у пирса в морском порту «Кавказ».

Суды выяснили, что между сторонами не было договора, но в начале 2020-го корабли «Аншипа» останавливались в порту для осуществления грузовых операций, но от заключения договора общество отказалось. В отзыве на иск «Аншип» напомнил о норме ст. 19 закона № 261-ФЗ «О морских портах», согласно которой причальный сбор должен быть установлен Минтрансом. Но для порта «Кавказ» такой сбор не установлен. Значит, и платить «Аншип» не должен. И суды трех инстанций согласились с этой позицией (дело № А40-117928/2020). 

После этого Росморпорт обратился в Верховный суд. Заявитель указал, что с 12 января 2020 года правительство отменило государственное регулирование тарифов на услуги по предоставлению причалов в морских портах, оказываемые субъектом естественной монополии. С этого дня у Росморпорта появилось право самостоятельно устанавливать тарифы. Согласно сложившейся судебной практике по такой категории дел, даже в отсутствие утвержденных тарифов пользователи услуг не освобождаются от обязанности оплатить фактически потребленные услуги, указал заявитель. В таком случае для расчетов можно использовать экономически обоснованную цену.

Экономколлегия проверила доводы жалобы, отменила решения нижестоящих судов и направила спор на новое рассмотрение в АСГМ.