Практика
16 мая 2022, 16:35

КС разъяснил, кого считать потерпевшим от фальсификации улик

Жителя Подмосковья осудили за торговлю наркотиками. Позднее по его заявлению возбудили дело в отношении следователя и дознавателя, которые, предположительно, фальсифицировали протоколы по делу. Но осужденного отказались признать потерпевшим по этому делу, так как его приговор пока не отменили.

Конституционный суд разъяснил, что ч. ст. 42 УПК разрешает признать потерпевшим по делу о фальсификации улик человека, которого осудили на основании этих доказательств. Как следует из постановления КС №18-П, для этого необязательно, чтобы приговор в его отношении был отменен.

История вопроса

В 2016 году Озерский городской суд Московской области приговорил Андрея Никитина к восьми годам и шести месяцам лишения свободы за сбыт наркотиков. Полгода спустя Московский областной суд отменил приговор в связи с допущенными нарушениями уголовно-процессуального законодательства и вернул дело на рассмотрение в новом составе. На сей раз Никитин получил восемь лет и три месяца колонии. Этот срок он до сих пор и отбывает.

В январе 2020 года по заявлению Никитина в отношении следователя и дознавателя по его делу возбудили дело о фальсификации доказательств. Предположительно, они изготовили подложные протоколы осмотра предметов и допроса свидетелей, а также подделали подписи понятых.

Первоначально Никитина признали потерпевшим по делу, но позднее прокуратура отменила это решение как нарушающее законодательство. Опротестовать это в судах Никитину не удалось: суды указали, что приговор в его отношении все еще не отменен, поэтому нет оснований считать, что он пострадал от незаконных действий правоохранителей.

Тогда Никитин обратился в Конституционный суд.

Позиция КС

Конституционный суд указал, что ч. 1 ст. 42 УПК вовсе не исключает признания потерпевшим по делу о фальсификации доказательств лица, осужденного на основании таких улик, даже если его приговор остался в силе. Признание его свидетелем нельзя считать адекватной компенсацией, так как у свидетеля меньше процессуальных прав, чем у потерпевшего.

Фактически отказ в этом статусе мешает осужденному участвовать в процессе, по результатам которого может быть отменен и его собственный приговор.

Сама норма не противоречит Конституции, а вот ее неверное толкование безосновательно ограничивает право гражданина на судебную защиту.

В данном случае нет смысла пересматривать отказы Никитину, так как это не поможет восстановить его права. Зато КС поручил Бабушкинскому районному суду определить размер компенсации, которую он может получить.