АС МО объяснил, что мораторий на взыскания касается только банкротов
Арбитражный суд Московского округа отказал в приостановке взыскания доли в компании по делу № А40-140652/2021. Ответчик пытался сослаться на мораторий на банкротство, но суд в определении указал, что эти ограничения касаются только лиц в процедуре банкротства, а не взыскания залога в счет долга. На акт обратил внимание телеграм-канал «Судебная практика СКЭС ВС РФ».
Госкорпорация развития «ВЭБ.РФ» просила суд обратить взыскание на 0,1% доли в уставном капитале ООО «Каргалинское», которое принадлежит Игорю Чернобаю. В 2014 году ЗАО «Глобэксбанк» открыло для ООО «Компания Газ и Нефть» кредитную линию на $170 млн.
В 2018-м кредитор передал право требования ВЭБ.РФ. В 2020-м госкорпорация заключила с Чернобаем договор поручительства по этому долгу. В качестве залога он предоставил свою долю в «Карголинском» по стоимости 7 руб. (при номинальной цене 10 руб.).
В 2021 году в отношении «Компании Газ и Нефть» по заявлению ВЭБ.РФ возбудили дело о банкротстве (№ А40-123547/21). К этому моменту сумма задолженности компании составляла $154 млн. ВЭБ.РФ направила Чернобаю требование выплатить эту сумму, но он этого не сделал. Тогда кредитор попросил суд обратить взыскание на залоговое имущество. АСГМ удовлетворил эти требования.
Чернобай в кассационной жалобе просил приостановить исполнение этого решения, так как в период действия моратория на банкротство обращение взыскания на заложенное имущество не производится.
АС МО указал, что связанные с мораторием ограничения касаются только лиц, которые проходят процедуру банкротства. Ответчик не представил доказательств, что такое дело возбуждено в его отношении. К тому же взыскание на его долю в компании обратили задолго до введения моратория.
Судья Инна Лазарева не увидела оснований для введения обеспечительных мер. По ее мнению, если Чернобай успешно оспорит решения нижестоящих инстанций, у него не будет проблем с возвратом доли. Она приняла кассационную жалобу к рассмотрению, но в приостановке взыскания отказала.