Конституционный суд разъяснил, что отказывать преподавателям в сельской местности в мерах поддержки по формальным основаниям нельзя. Это следует из Постановления КС от 31.05.2022 № 22-П, которое суд вынес при проверке конституционности ч. 3 ст. 2 областного закона «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг работников образования, проживающих и работающих в сельской местности, поселках городского типа на территории Новосибирской области». При этом КС не усмотрел в нем противоречий Основному закону.
История вопроса
Татьяна Мельникова с 1991 по 2019 год работала воспитательницей в детском саду в селе Венгерове. В 2018-м она достигла стажа в 25 лет и, как педагогический работник, досрочно начала получать страховую пенсию.
Кроме того, в период работы Мельникова получала компенсацию на оплату жилья и коммунальных услуг. Сперва она сохраняла это право и после увольнения, но местный орган соцзащиты лишил ее этой льготы с 1 января 2020 года. Это мотивировали тем, что Мельникова не доработала до 55 лет, то есть до общеустановленного на тот момент пенсионного возраста для женщин.
Воспитательница сочла, что ее права нарушили, и обратилась в суд. Венгеровский райсуд частично удовлетворил требования Мельниковой и обязал органы соцзащиты предоставить ей прежнюю поддержку. Но Новосибирский облсуд отменил это решение и отказал истцу со ссылкой на ч. 3 ст. 2 регионального закона о соцподдержке работников образования.
Тогда Мельникова обратилась в Конституционный суд.
Позиция КС
Жилищно-коммунальные льготы сотрудникам дошкольных педагогических учреждений в сельской местности предоставляют еще с 1982 года, напоминает Конституционный суд. В 2010 году, когда законодательный орган Новосибирской области принимал спорный закон, он не только предоставил таким работникам меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, но и предусмотрел их сохранение после выхода воспитателя на пенсию.
В 2018 году в связи с поэтапным повышением в стране пенсионного возраста в оспариваемый закон внесли изменения и уточнили критерии предоставления этих льгот. Они были направлены на то, чтобы сохранить ранее существовавшие условия предоставления такой поддержки, полагает КС.
Внесенные изменения подразумевают, что право на льготы возникает у сельских педагогов в связи с самим фактом появления у них права на страховую пенсию по старости. Основания для возникновения этого права при этом не имеют значения, подчеркнул Конституционный суд.
КС также предписал пересмотреть решения по делу Мельниковой.