Законодательство
26 июля 2022, 19:17

Минфин разработал проект закона для роста эффективности налоговой системы

Ведомство предложило обязать сотрудников российских компаний, работающих за рубежом, платить налоги в РФ, освободить от НДФЛ компенсационные выплаты дистанционным работникам, а также упростить порядок предоставления социальных налоговых вычетов.

Минфин подготовил законопроект, который направлен на повышение эффективности налоговой системы, сообщает пресс-служба ведомства. Новеллу разместили на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Так, предусматриваются изменения в сфере налогового администрирования. В частности, совершенствуется порядок учета организаций и физических лиц в налоговых органах. Также документ предлагает наделить ФНС полномочиями утверждать порядок постановки и снятия с учета лиц в налоговых органах и внесения изменений. Кроме того, налоговая служба будет определять особенности учета крупнейших налогоплательщиков, в том числе устанавливать критерии их отнесения к такой категории налогоплательщиков.

Законопроект совершенствует порядок досудебного урегулирования налоговых споров, расширяя его действие на споры имущественного характера. Помимо того, внедряется понятие электронной банковской гарантии, которая будет поступать в налоговые органы непосредственно от гарантов. По мнению ведомства, это позволит сократить временные и финансовые затраты налогоплательщиков, гарантов и налоговых органов, обеспечит быструю и прозрачную логистику, сократит время возмещения сумм налогов.

Также документ предусматривает значительное снижение размера государственной пошлины за аккредитацию филиалов и представительств организаций государств — членов ЕАЭС, создаваемых на территории России.

Кроме того, в законопроекте предлагается закрепить, что вознаграждения, которые российская компания выплачивает своему сотруднику, работающему за рубежом, будут относиться «к доходам от российских источников». Сейчас, если сотрудник находится за рубежом и у него нет статуса налогового резидента в России, его доход от российских источников считается доходом, полученным вне страны, и платить налог ему не нужно. Если поправки будут приняты, то компания будет удерживать 13 или 15% налога с доходов резидента и 30% — нерезидента. Налоговое резидентство теряют россияне, которые находятся за пределами страны больше 183 дней в году. 

В числе других предлагаемых нововведений:

до 2030 года продлить ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, в размере 3%;освободить от НДС услуги застройщика при передаче дольщикам нежилых помещений в многоквартирном доме;освободить от НДФЛ компенсационные выплаты работающим на удаленке;упростить порядок предоставления социальных налоговых вычетов;предоставить гражданам с детьми или подопечными, признанными судом недееспособными, стандартный налоговый вычет без ограничения по возрасту;упростить порядок освобождения от налогов владельцев угнанных автомобилей.

По мнению Сергея Волосникова, руководителя финансово-аналитического департамента Alliance Legal CG, в целом предложенные меры предполагают снижение фискальной нагрузки на население и бизнес, но вместе с тем не решают основную проблему: регионам надо дать больше средств. Он отметил, что с 2009  по 2016 год 2% налога на прибыль зачислялись в федеральный бюджет, а 18% поступали в региональный бюджет. При этом с 2017-го федеральный бюджет увеличил собственную долю до 3%, и это соотношение хотят продлить до 2030. «С учетом складывающейся ситуации доходы субъектов предпринимательской деятельности снизятся, как и поступления в региональный бюджет. Соответственно, губернаторам придется занимать активную позицию в переговорах с Кремлем, испрашивая субсидии и дополнительное финансирование или на чем-то экономить», — указал Волосников.

Партнер TAXOLOGY Алексей Артюх отметил, что в представленном документе радикальных изменений практически нет. При этом он также обратил внимание на продление существующего положения дел с распределением налога на прибыль между федерацией и регионами на уровне 3/17% вместо 2/18% и сохранение ограничения по переносу убытков прошлых лет — решение, которое еще в 2017 году вводилось как временное, сейчас продлевается до 2030 года. «Еще появляется ст. 140.1 НК — упрощенный порядок рассмотрения жалоб вышестоящим органом. Идея процедуры проста: разгрузить вышестоящие органы и ускорить процесс устранения нарушений в относительно бесспорных простых ситуациях», — указал Артюх. По его словам, наиболее яркий пример — блокировка счета по формальным, порой ошибочным основаниям, за отменой которой приходится идти в вышестоящий орган, тратя на процедуру несоразмерно большое количество времени в ситуации, когда важна оперативность.