Мисселинг затрагивает более трети банковских продуктов в РФ
В 40% случаев в 2022 году банки продали клиентам акции и облигации под видом вкладов. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на исследование Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ), которое провели весной в 12 российских городах. В Центробанке подтвердили, что количество жалоб на мисселинг, то есть продажу не того продукта, который обещали потребителю банковских услуг, растет. При этом зачастую требуется время, чтобы клиент понял, что его ввели в заблуждение.
После того как Центробанк резко поднял ключевую ставку, банки начали предлагать вклады под 20% годовых. Но ключевая ставка была так же быстро снижена и продолжает уменьшаться, и сейчас вслед за ней средняя обещанная доходность вкладов приближается к 7% (при 15% годовой инфляции).
Поэтому банки стали предлагать паи в ПИФах, акции и облигации как более доходную альтернативу привычным депозитам. «Но это существенно отличающиеся от вкладов финансовые инструменты, и выдавать одно за другое есть не что иное, как мисселинг», — указывает АРФГ. При этом банки зачастую не разъясняют, что доходность таких инструментов не гарантирована.
Нередко клиентам также не сообщают, что договор они заключают не с банком, а с брокером, не говорят, что средства не застрахованы, умалчивают о комиссии за операции с ценными бумагами. Сами потребители часто стесняются задавать неудобные вопросы.
С 1 июля этого года вступило в силу указание, которым сотрудникам банков предписано информировать клиента об условиях и рисках предлагаемых финансовых продуктов, напоминает банк России. Информация в документах и доведенная сотрудниками банка устно должна быть идентичной.