Верховный суд призывает реже заключать обвиняемых под стражу
Следует расширить применение мер пресечения, которые не связаны с заключением под стражу. Об этом 18 августа заявил председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев на XVII Совещании председателей верховных судов государств — членов ШОС.
«Укреплению правовой защищенности подозреваемых и обвиняемых способствуют правовые позиции ВС России о более широком применении мер пресечения, не связанных с заключением под стражу», — сказал он (цитата по РАПСИ).
Одной из таких мер может стать такой институт, как уголовный проступок. ВС предложил распространить этот инструмент на 112 составов преступлений небольшой и средней тяжести, которые не связаны с применением насилия или деятельностью организованных групп. При этом речь идет о преступлениях, которые совершены впервые.
Лебедев уточнил, что за уголовный проступок будет назначаться наказание в виде штрафа, общественных работ и ограниченно оплачиваемых работ. При этом, если речь идет о подростках, предлагается применять воспитательные меры: предупреждение, передачу под надзор родителей либо специализированного государственного органа, наложение обязательства загладить причиненный вред или установление особых требований к поведению. Глава ВС отметил: количество осужденных подростков за 20 лет сократилось в 9 раз, за этот же период к реальному лишению свободы приговорены в 11 раз меньше несовершеннолетних.
«Из сферы применения уголовного проступка исключены составы преступлений, по которым уже предусмотрена административная преюдиция, а также ряд преступлений с высокой общественной опасностью», — добавил он.
Также председатель ВС напомнил о возможности предоставить отсрочку отбывания наказания в виде лишения свободы для наркоманов, которые хотят пройти курс лечения. «По истечении установленного срока в зависимости от результатов лечения такие лица могут быть освобождены от наказания. Тем самым созданы дополнительные возможности социальной адаптации этой категории лиц», — отметил Лебедев.
Глава ВС также обратил внимание, что численность арестованных по решению суда снизилась в четыре раза по сравнению с периодом, когда аресты избирались прокурорами.