Практика
6 сентября 2022, 9:50

Бизнес просит вернуть внеплановые проверки

В сфере легкой промышленности из-за отсутствия контроля выросла доля нелицензированной продукции. Только в июле ее продали на 1,7 млрд руб.

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), Национальный обувной союз, Союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности и некоторые другие предпринимательские объединения просят Минпромторг отменить мораторий на внеплановые проверки. Об этом сообщают «Известия», которые ознакомились с письмом. Из-за отсутствия проверок производителей и продавцов контрафакта оказывается невозможно выследить, а это угрожает доходам добросовестных бизнесменов.

Из-за санкционного давления в России до конца 2022 года ввели мораторий на все проверки, кроме необходимых для защиты жизней и здоровья граждан. По замыслу отказ от проверок должен снизить административную нагрузку на предпринимателей и упростить их работу.

Но авторы письма увидели минусы в таком подходе. Так, продавцы меховых изделий, обуви и другой продукции легкой промышленности столкнулись с конкуренцией со стороны производителей поддельной продукции, которые нарастили выпуск на фоне моратория на проверки. Дело в том, что для подтверждения контрафактности спорной продукции нужно провести проверку.

Для выявления такой продукции возможности есть, говорится в письме. Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) может отслеживать информацию о промаркированных товарах и фиксировать продукцию без сопроводительных документов. В июле в отношении товаров легкой промышленности выявили около 8 млн таких нарушений на 1,7 млрд руб. Но затем центр передает информацию в контрольно-надзорные органы, а те не могут провести проверку и подтвердить нарушение из-за моратория.

Процесс «обеления» российского рынка замедлился из-за запрета на проверки, подтвердила глава товарной группы «Легпром» ЦРПТ Анна Петрушина.

При этом авторы письма предлагают отменить мораторий только частично: проверки можно будет проводить на предприятиях, нарушения которых уже зафиксировали в системе «Честный знак».

Сейчас неуместно бороться с контрафактом и ужесточать требования к маркировке, считает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Важнее поддержать бизнес в целом, сведя административные барьеры к минимуму.