ВС решил спор об исполнительном листе в банкротстве
Габриеля Бен-Эли признали банкротом (дело № А40-321381/2019). По заявлению банка ВТБ суд признал недействительной сделку дарения нежилой недвижимости, заключенную между супругой и дочерью должника. Таким образом, недвижимость становилась совместно нажитым имуществом, а средства от ее продажи могли бы пополнить конкурсную массу.
После этого финуправляющий Бен-Эли попросил выдать ему исполнительный лист на принудительное исполнение решения. Но суды двух инстанций решили, что взыскателем по такому исполнительному листу была бы супруга должника, подарившая недвижимость. Но она не просила суд выдать ей такой документ. Апелляция также обратила внимание, что в отношении супруги Бен-Эли введена процедура реструктуризация долгов. Поэтому выдача исполнительного листа финансовому управляющему имуществом ее супруга может повлечь «конфликт материально-правовых интересов групп кредиторов должника и его супруги».
Арбитражный суд Московского округа решил иначе. Кассация признала, что исполнительный лист может быть выдан финуправляющему, но признал конфликт интересов конкурсных масс супругов Бен-Эли и отказался выдавать документ. Также суд подсказал: права банка могут быть восстановлены и без выдачи исполнительного листа путем предъявления определения суда в Росреестр.
Юристы банка ВТБ обратились с жалобой в Верховный суд. Заявитель настаивает: исполнительный лист в подобной ситуации должен выдаваться лицу, в чьих интересах был принят судебный акт. Ведь при оспаривании сделки в рамках банкротства должника интересы конкурсной массы противопоставляются интересам сторон сделки. «Данное оспаривание представляет собой косвенный иск, заявляемый в интересах конкурсной массы, в связи с чем финансовый управляющий вправе получить исполнительный лист для последующего взыскания и включения имущества в конкурсную массу», — уверены в банке.
Кроме того, само по себе наличие альтернативного способа исполнения судебного акта не может исключать возможность выдачи исполнительного листа. Конфликт групп кредиторов должника и его супруги, по мнению юристов ВТБ, исключается: большей частью в обоих реестрах обладает сам банк.
Экономколлегия проверила доводы жалобы, отменила решения нижестоящих судов и приняла новое, которым поручила АСГМ выдать управляющему исполнительный лист.