Суд ЕС запретил доступ к информации о бенефициарах компаний
22 ноября Суд Евросоюза признал недействительным положение пятой «антиотмывочной» директивы (The Fifth Anti-Money Laundering Directive, 5AMLD), которое предусматривает публичный доступ к информации о бенефициарных владельцах компаний. Как следует из решения суда, такая норма нарушает норму о неприкосновенности частной жизни.
В Суд ЕС дело передал Арбитражный суд Люксембурга. На норму о раскрытии конечных бенефициаров туда пожаловалась местная компания: по ее мнению, это подвергнет ее владельца неоправданным рискам мошенничества, шантажа, вымогательства или похищения. В интересах бизнеса он вынужден часто посещать страны с высоким уровнем преступности, где такие угрозы вполне реальны. Первая инстанция отклонила жалобу, но арбитраж задался вопросами, что определяет непропорциональный риск и в каких «исключительных обстоятельствах» такое разглашение персональной информации возможно. Он приостановил разбирательство и запросил разъяснения в Суде ЕС.
Доступ любого представителя широкой общественности к данным физлиц, зарегистрированных в Евросоюзе, затрагивает основное право на уважение частной жизни, гарантированное ст. 7 Хартии ЕС по правам человека, полагает европейский суд. Согласно установившейся судебной практике, предоставление персональных данных третьим лицам — это вмешательство в основные права, закрепленные в ст. 7 и 8 Хартии, независимо от последующего использования переданной информации. При этом не имеет значения, была ли такая информация конфиденциальной и пострадали ли соответствующие лица из-за такого вмешательства.
Доступ широкой общественности к информации о бенефициарах и их долях в компаниях позволяет пресечь отмывание средств. Но одновременно злоумышленники получают данные о финансовом состоянии тех или иных лиц. При этом раз опубликованную информацию можно сохранять и распространять, это окончательно лишает субъектов данных контроля.
Оспариваемая норма не отвечает требованиям Хартии о том, что любые ограничения человеческих прав должны быть целесообразны, а их применение должно быть сформулировано однозначно, ясно и соответствовать заявленным общественно значимым целям. 5AMLD не содержит исчерпывающего перечня данных, доступ к которым должен быть разрешен любому представителю широкой общественности. Принцип прозрачности не относится к личным данным коммерсантов и не может оправдывать такое вмешательство в их частную жизнь: он касается вопросов государственного управления, подчеркнул Суд ЕС.
В своем нынешнем виде спорные требования 5AMLD не подразумевают ни надлежащий баланс между преследуемой целью общего интереса и основными правами, закрепленными в ст. 7 и 8 Хартии, ни гарантии, которые позволяют субъектам данных эффективно защищать их от рисков злоупотреблений, полагает Суд Евросоюза.