Как пишет «Коммерсант», с жалобой в Конституционный суд обратился житель Черкесска (Карачаево-Черкесия) Владимир Саркисян. В 2020 году его заподозрили в убийстве, которое произошло еще в начале века, и отправили под арест в СИЗО Пятигорска. Через месяц следователь перевел его в Элисту (Калмыкия) «во избежание разглашения данных предварительного расследования и контактов между следственно-арестованными». Следующей «остановкой» Саркисяна стал Грозный (Чечня), а поводом для нового перевода стал запрос из республиканского МВД о необходимости допросить подозреваемого по другому уголовному делу.
При этом, как сообщил изданию адвокат Саркисяна Константин Качалов, в Элисту перевели всех арестованных по делу об убийстве, а никаких следственных действий в Чечне с его подзащитным не проводили. Зато по итогам пребывания в СИЗО Грозного он стал фигурантом еще одного уголовного дела — о разбойном нападении.
Параллельно с переездами Саркисян и его адвокат оспаривали в Ессентукском городском суде решение следователя о переводе из одного СИЗО в другой. Они считают, что смена изолятора была одним из методов давления, который к тому же лишил подозреваемого общения с адвокатом. А значит, следователь искусственно ограничил для Саркисяна возможность получать квалифицированную юридическую помощь.
Но суд отказал в жалобе, потому что такие решения следователя якобы не подлежат обжалованию. Это подтвердили апелляция, кассация и Верховный суд. После этого Качалов и Саркисян обратились в Конституционный суд. Они настаивают: отказ в проверке решения следователя нарушает право подозреваемого на судебную защиту. Кроме того, закон в принципе не регламентирует порядок и основания для перевода из одного СИЗО в другой.