Пилипенко разъяснил ответственность адвокатов за отказ от защиты
Комиссия ФПА РФ по этике и стандартам (КЭС) разъяснила, вправе ли адвокат прекратить защиту по уголовному делу, если доверитель перестал ему платить. Позицию КЭС и границы применения этого разъяснения объяснил член Совета ФПА Юрий Пилипенко.
Советские адвокаты традиционно продолжали работу по делу до завершения того или иного этапа уголовной защиты, напомнил Пилипенко. Это связано с приоритетом публично-правового начала перед частноправовым в СССР.
В РФ проблема обострилась, так как частноправовой аспект стал более весомым. За последние три десятилетия сложилось несколько подходов к этому вопросу, в первую очередь в рамках дисциплинарных дел, отметил Пилипенко. В частности, АП Москвы признала право адвоката прекратить защиту при отсутствии оплаты, если в соглашении об оказании юридических услуг прямо предусмотрено, что неуплата гонорара — это основание разорвать договор. А без договора или назначения адвокат и не может участвовать в уголовном процессе.
Такая позиция не могла не понравиться многим адвокатам, которые восприняли ее как свободу в решении вопроса о прекращении своих обязанностей по защите доверителя в случае, если он перестает выплачивать гонорар.
В то же время руководство многих палат придерживается противоположной позиции, близкой к советским традициям. В итоге КЭС получила уже третий запрос на эту тему и не могла оставить его без внимания.
Внутри КЭС тоже были противоречивые позиции и по этому вопросу шли жаркие споры, рассказал Пилипенко. В итоге разъяснения комиссии содержат три основных положения:
Адвокат вправе составить соглашение с доверителем любым предусмотренным Гражданским кодексом образом, в том числе включить условие о прекращении оказания услуг при отсутствии оплаты.Адвокат обязан обеспечить непрерывность защиты и соблюдение интересов своего бывшего подзащитного независимо от причин прекращения его защиты.В связи с отказом от защиты адвоката могут привлечь к дисциплинарной ответственности, но с учетом всех обстоятельств.«Мы взяли на себя смелость не запрещать однозначно адвокатам выходить из защиты в отсутствие оговоренного гонорара, но при этом определили условия, которые обеспечат цивилизованный и по возможности безупречный «развод» адвоката и его подзащитного», — подчеркнул Пилипенко. Едва ли связанных с этим дисциплинарных дел будет больше нескольких в год по всей России. В то же время адвокат призвал не воспринимать разъяснение КЭС как «индульгенцию» для всех подобных случаев.