Практика
6 марта 2023, 15:07

КС защитил права ребенка, который родился после смерти отца

Пока жена была беременна, муж попал в смертельное ДТП. Вдова решила взыскать компенсацию морального вреда в пользу родившегося ребенка, и первая инстанция удовлетворила требования. Но вышестоящие инстанции отказали. Истец написала жалобу в КС.

В марте 2015 года Роман Шишкин* и Артем Суховей* попали в аварию, в результате которой последний умер. Виновником ДТП признали Шишкина. Вдова погибшего, его сын, брат и отец через суд взыскали с выжившего водителя по 200 000 руб. компенсации морального вреда. 

Еще вдова решила взыскать с Шишкина компенсацию морального вреда в пользу сына Суховея, который родился в апреле 2015 года, то есть после смерти отца (дело № 2-1197/2021). Первая инстанция такие требования удовлетворила, а апелляция и кассация в иске отказали. Они отметили: к моменту смерти Суховея младенец еще не родился, правоспособностью не обладал (ст. 17 ГК), гибель отца не могла вызвать физические и нравственные страдания у неродившегося ребенка.

Вдова не согласилась с таким решением и обратилась в Конституционный суд. Она посчитала, что ст. 17 ГК («Правоспособность гражданина») противоречит Конституции, поскольку не позволяет взыскать компенсацию морального вреда в отношении ребенка, который не родился к моменту смерти отца.

«Факт причинения морального вреда ребенку должен предполагаться, даже если на момент смерти отца младенец еще не родился», — указал КС. При этом истец должен обосновать размер компенсации. Суд подчеркнул, что в ст. 17 ГК не предусмотрен отказ в выплате компенсации морального вреда только потому, что ребенок к моменту смерти отца еще не родился. Суд направил дело Суховей на новое рассмотрение (постановление КС № 7-П).