29 июня адвокат по назначению Людмила Борисова* вступила в уголовное дело в качестве защитника подозреваемого. При этом адвокат не получала и не принимала заявку автоматизированной информационной системы АП Москвы (АИС АПМ), как должна была по правилам. Такая мера необходима для борьбы с «карманными» адвокатами следствия. Кроме того, Борисова приняла участие в допросе подозреваемого.
О нарушении узнали в адвокатской палате, началось дисциплинарное дело. Адвокат признала, что защищала подозреваемого без заявки по просьбе дознавателя, которому нужно было срочно провести следственные действия. А подать заявку через АИС АПМ она не смогла из-за сбоя в системе. Борисова подчеркивает, что была выбрана дознавателем не специально, а просто находилась в участке по другому делу. Адвокат настаивает, что не знала никого из сотрудников в этом отделе дознания, поэтому «не подходит к понятию «карманный адвокат», а действовала лишь в интересах задержанного, который много часов сидел в отделе и ждал адвоката». Она также выразила сожаление из-за нарушением и пообещала исправиться, добавив, что за 28 лет адвокатской практики ни разу не привлекалась к дисциплинарной ответственности.
Совет АП Москвы во время разбирательства выяснил, что сбоя в автоматизированной системе не было. «Кроме того, действующими правилами адвокату, как и дознавателю, не предоставлено полномочий по самостоятельному принятию решения о наличии сбоя в АИС АПМ и несоблюдению установленного порядка назначения защитника под этим предлогом», — подчеркивается в решении по дисциплинарному делу Борисовой.
При выборе наказания для адвоката Совет обратил внимание на «умышленный и злостный» характер нарушения, но при этом учел раскаяние защитницы и отметил ее заслуги. Борисовой сохранили адвокатский статус, ограничившись предупреждением.
* Имя и фамилия изменены редакцией.