«Удаление неугодного адвоката»: АП Москвы прокомментировала поправки к закону о гостайне
В середине марта в Госдуму внесли законопроект, который предлагает изменить законы о порядке выезда из РФ и о гостайне (подробнее — «В Госдуме предложили с помощью гостайны закрыть границу для призванных на сборы»). Так, гражданам, призванным на военную службу или военные сборы, смогут давать доступ к гостайне без их согласия. А отдельным категориям лиц, в том числе адвокатам, доступ к секретным сведениям хотят выдавать в особом порядке. Еще инициатива предусматривает: человек, получивший доступ к гостайне, может быть ограничен в передвижении. Госорганы имеют право запретить ему выезжать из РФ.
В Адвокатской палате Москвы посчитали, что поправки ограничивают права адвокатов и создают препятствия для их работы. Поэтому опубликовали свое мнение о законопроекте.
Доступ к гостайне
Авторы инициативы устанавливают, что доступ к гостайне нельзя давать адвокатам с иностранным или двойным гражданством, а еще представителям без гражданства или со статусом иноагента. Адвокатская палата Москвы считает, что норма ограничивает право граждан на получение квалифицированной юрпомощи (ст. 48 Конституции) и свободный выбор представителя.
Еще в 1996 году Конституционный суд указал, что адвокат не должен получать специального разрешения для участия в делах, которые содержат гостайну (Постановление КС от 27.03.1996 № 8-П). Сохранность этих сведений представитель обеспечивает в рамках адвокатской тайны (ст. 8 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»). А в 2021 году КС отметил, что участие адвоката в делах, связанных с гостайной, гарантирует не только права обвиняемого на получение квалифицированной юрпомощи, но и сохранность секретных сведений (определение КС от 11 февраля 2021 года № 182-О).
Ограничения для адвоката, которые предусматривают предложенный законопроект, противоречат закону «Об адвокатской деятельности». В документе нет ограничений по гражданству или иноагентскому статусу для адвокатов. Наоборот, закон подчеркивает, что все представители равны (ст. 3 ФЗ).
Новелла препятствует адвокатской деятельности, считают в организации. До конца непонятно, как она будет реализована на практике, ведь проверка адвоката при его вступлении в дело недопустима (ст. 49 и ст. 50 УПК).
«Если такой запрет будет введен, он может стать инструментом для удаления неугодного адвоката из дела», — отмечает Адвокатская палата Москвы в своем заявлении.
АП Москвы предлагает исключить из законопроекта ограничения для адвокатов, которые могут участвовать в делах с секретными данными.
Ограничения на выезд
Законопроект предлагает внести изменения в ст. 24 закона «О гостайне» («Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне»). В ней сказано, что человек, который получил доступ к секретным сведениям, среди прочего может быть лишен права покидать РФ. Но в новой редакции ничего не говорится об адвокатах.
«Такая неопределенность создаст возможность ее расширительного толкования, при котором предусмотренные ею ограничения будут произвольно распространяться правоприменителями и на адвокатов», — отмечают в Адвокатской палате Москвы. А этого нельзя допустить: если ограничения будут применять на адвокатов, то они не смогут полноценно выполнять свою работу, защищать доверителей.
Российские адвокаты работают не только в РФ, но и за границей. Еще они оказывают юрпомощь по межюрисдикционным спорам и делам с иностранным элементом. Поэтому ограничения на выезд для представителей недопустимы: люди могут остаться без необходимой помощи, а российская адвокатура окажется в дискриминационном положении по сравнению с иностранной.
Обычно, вступая в дело, адвокат не знает, касается ли оно секретных данных. Представитель сталкивается с гостайной уже после начала работы, но на этом этапе он не имеет права выйти из дела (подп. 6 п. 4 ст. 6 закона «Об адвокатской деятельности», ч. 7 ст. 49 УПК). Заранее о наличии гостайны адвокат знает, только если его доверителя обвиняют в разглашении таких сведений. Но в подобных случаях тайна уже раскрыта, поэтому адвокат не может причинить дополнительный ущерб.
Адвокатская палата Москвы предлагает отметить в законопроекте, что ограничения ст. 24 закона «О гостайне» не должны касаться адвокатов.
Законопроект № 312862-8 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О государственной тайне» и Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»