Практика
2 мая 2023, 17:50

КС разрешил фотографировать материалы таможенной проверки

В компании провели камеральную таможенную проверку. Фирма хотела ознакомиться с материалами, но ее предупредили, что фотографировать документы при этом будет нельзя. Зато их можно читать и запоминать. Конституционный суд посчитал это ограничением права на судебную защиту.

Таможня провела камеральную проверку компании «Изи Чайна Корпорэйт». По ее итогам госорган доначислил таможенную стоимость товаров, которые общество импортировало из Китая. Компания попросила дать доступ к материалам проверки, и начальник таможни назначил дату и время ознакомления. Организацию предупредили, что ознакомиться с документами можно будет только визуально, фотографировать и выписывать данные нельзя. 

Компания возразила: материалы проверки настолько объемные (семь томов и более чем 2000 листов), что просто осматривать их бессмысленно. Фирма собиралась оспаривать решение таможни о доначислении, но это стало невозможным из-за запрета на фото. «Изи Чайна Корпорэйт» подала иск в Арбитражный суд Челябинской области и попросила признать незаконным решение таможни об ограничении способа ознакомления с результатами проверки (дело № А76-22610/2021). Суд удовлетворил иск и указал, что п. 2 ст. 235 ФЗ «О таможенном регулировании» («Права проверяемого лица») не позволяет ограничивать способы ознакомления с документами.

Апелляция отменила это решение. Отказывая в удовлетворении требований, 18-й ААС сослался на толкование ст. 235 ФЗ «О таможенном регулировании» в письмах Минфина и указал, что закон не дает права фиксировать содержание материалов при ознакомлении. Кассация согласилась с этими доводами. Верховный суд отказался передавать жалобу компании на рассмотрение экономколлегии.

Тогда «Изи Чайна Корпорэйт» подала жалобу в Конституционный суд. Компания считает, что п. 2 ст. 235 ФЗ «О таможенном регулировании» противоречит Конституции, поскольку ограничивает число способов ознакомления с материалами проверки и препятствует оспариванию решения госоргана.

КС указал, что эта норма не ограничивает лицо, которое знакомится с материалами проверки, в использовании какой-либо техники. Но она и не обязывает должностных лиц обеспечивать такое использование. Суд напомнил, что в отношении доступа к материалам налоговой проверки законодатель предусмотрел принципиально иной подход. Так, п. 2 ст. 101 Налогового кодекса позволяет как осматривать документы, так и фотографировать их, а после ознакомления обязывает подписывать протокол и перечислять использованные технические средства. Судьи КС подчеркнули сходство предмета таможенного и налогового закона (уплата фискальных платежей в бюджет) и их методов (отношения власти и подчинения между госорганом и плательщиком) и указали, что меры по таможенному и налоговому контролю не могут отличаться без разумных оснований. 

Суд отметил, что эффективное оспаривание решения таможенного органа не может происходить без фиксации информации, которая содержится в материалах проверки. Если документы объемные и сложные или они составлены на иностранном языке, их осмотр не будет иметь смысла.

КС признал, что норма противоречит Конституции в той мере, в какой не дает проверяемым лицам фотографировать материалы таможенной проверки и делать из них выписки. Это относится к документам, которые не содержат гостайну. Федеральный законодатель должен внести изменения в закон, чтобы он соответствовал данным разъяснениям КС (Постановление КС от 28.04.2022 № 22-П).