ВС подтвердил законность лишения прав за «лекарственное опьянение»
В июне 2020 года автомобиль Матвея Сафронова* остановил сотрудник дорожно-патрульной службы. Проверяющему показалось, что автомобилист пьян: у Сафронова был необычный цвет лица. Поэтому сотрудник ДПС предложил водителю пройти освидетельствование на месте. Результаты показали, что Сафронов трезв. Но проверяющий не поверил и отправил водителя на медосвидетельствование в больницу. Анализы показали, что в организме Сафронова было психоактивное вещество пировалерон (входит в состав лекарств, которые принимают при хронической усталости или для похудения). В итоге врач указал в заключении, что Сафронов был пьян.
Мировой судья судебного участка № 164 Санкт-Петербурга признал вину Сафронова по ч. 1 ст. 12.8 КоАП («Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения»), оштрафовал его на 30 000 руб. и лишил водительских прав на полтора года. Апелляция и кассация поддержали это решение.
Обращаясь в Верховный суд, Сафронов настаивал, что его незаконно лишили водительских прав, ведь алкоголь в крови у него нашли из-за приема лекарств. Жалобу Сафронова рассматривал судья ВС Сергей Кузьмичев (дело № 78-АД23-9-К3). Он указал, что пировалерон, который нашли у Сафронова при медосвидетельствовании, — это наркотик, и он включен в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Поэтому ссылку Сафронова на позицию КС о «лекарственном опьянении» судья отклонил.
ВС обратил внимание, что ПДД запрещают водить автомобиль после приема препаратов, которые ухудшают внимание и реакцию на дороге. Все это несет угрозу для участников дорожного движения. Поскольку Сафронов действительно был за рулем в нетрезвом состоянии, пусть и вызванным приемом не алкоголя, а лекарств, то его законно лишили прав.
ВС оставил жалобу Сафронова без удовлетворения.
* Имя и фамилия изменены редакцией.