Практика
30 мая 2023, 11:49

КС предписал изменить нормы о ликвидации свалок

В двух российских регионах нашли несанкционированные свалки, суды предписали местным муниципалитетам ликвидировать их. Но горадминистрации с такими решениями не согласились: они не владеют, а пользуются землей. К тому же у них нет на это денег. КС решил, что в законе нет четкого понимания, кто отвечает за уборку мусора.

Кто должен убирать несанкционированные свалки

В 2019 году региональный оператор ТКО «Автотранспортное предприятие» расчистил от мусора участок в городе Кодинске. На работу фирма потратила 324 000 руб. и решила взыскать эти деньги с городской администрации (дело № А33-39065/2019). Три инстанции удовлетворили требования: местная администрация должна ликвидировать свалку за свой счет, потому что уполномочена распоряжаться государственными землями.

В 2021 году похожая ситуация произошла в Новосибирской области. На территории Боровского сельсовета прокуратура нашла бесхозную свалку, где складировали крупногабаритный мусор, ТКО, строительные материалы. Площадь свалки приблизительно равна размеру футбольного поля — пять тысяч квадратных метров. Прокуратура посчитала, что мусорка вредит окружающей среде и может вызвать заболевания, загрязнить водоемы. Суд с этим согласился и обязал администрацию Новосибирского района устранить свалку. 

Муниципалитеты с такими решениями не согласились и обратились в КС. Они посчитали, что  ст. 3.3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», п. 18 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», подп. 16–18 Правил обращения с ТКО, ст. 10 и ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2 ст. 9 и подп. 1–2 ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 18 ч. 1, ч. 3 и ч. 4 ст. 14 и п. 14 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не соответствуют Конституции. Местные власти не должны отвечать за содержание государственных земель, у них для этого нет бюджета. Заявители настаивали, что нельзя смешивать понятия «собственник земельного участка» и «лицо, уполномоченное на распоряжение земельным участком».

Мнение КС

КС отметил: по закону муниципалитеты не обязаны убирать несанкционированные свалки, а должностные лица не могут составлять протоколы об административных правонарушениях, привлекать к ответственности за нарушение земельного законодательства и выносить предписания. Но на практике именно они ответственны за содержание земель, даже если госсобственность на участки не разграничена. 

Ликвидация несанкционированных свалок — общегосударственная задача, подчеркнул КС. Поэтому ее должны решать органы всех уровней власти, нельзя возлагать ответственность только на муниципалитеты. В противном случае нарушается принцип самостоятельности местного самоуправления в отношении управления собственностью и формирования бюджета. Еще не соблюдается идея единства системы публичной власти и прав граждан на местное самоуправление и благоприятную окружающую среду. 

В итоге КС посчитал, что спорные нормы не соответствуют Конституции и их нужно скорректировать, а принятые решения по делам заявителей надо пересмотреть. «Законодателю надлежит определить принадлежность, распределение и источники финансирования полномочий по ликвидации несанкционированных свалок», — указал суд. 

До этого свалки будут убирать местные власти, но только когда суд определит, сколько денег для этого понадобится выделить из федерального или местного бюджета. Если горадминистрация расчистила свалку за свой счет, то она имеет право на компенсацию (Постановление № 27-П).