Практика
17 июля 2023, 13:28

КС призвал уточнить срок налоговой проверки контролируемых сделок

Конституционный суд признал противоречащей Основному закону норму, которая позволяла назначать налоговую проверку по сделкам уже после того, как двухлетний срок со дня подачи первичного уведомления истекал. Даже если сведения в повторном уведомлении изменялись незначительно.

В 2018 году телекоммуникационная компания ПАО «Вымпел-Коммуникации» подала в инспекцию ФНС уведомление о проведенных в предыдущем году 111 контролируемых сделках. Спустя пять месяцев фирма дополнительно уточнила детали 68 сделок, в основном они касались нумерации договоров. Налоговая решила проверить одну из уточненных сделок уже после того, как двухлетний срок со дня получения первичного уведомления истек (в декабре 2020 года). Налогоплательщик посчитал, что это незаконно, и обратился в суд. 

Компания требовала отменить решение о проверке и настаивала: налоговый орган не имел права определять начало течения двухлетнего срока с даты подачи компанией уточненного уведомления. Положение п. 2 ст. 105.17 НК разрешает продлевать срок назначения проверки только в случае представления уточненной налоговой декларации, но не уточненного уведомления, или по сделкам, данные о которых изменились в уточненном документе.  

Суды трех инстанций отклонили иск и поддержали довод госоргана о том, что налоговое законодательство не позволяет игнорировать подачу уточенного уведомления для исчисления срока, установленного п. 2 ст. 105.17 НК. Даже если речь идет о незначительных изменениях в уточненном документе. В ноябре 2022-го Верховный суд отказал в передаче кассационной жалобы компании на рассмотрение экономколлегии. 

«Вымпел-Коммуникации» обратился в Конституционный суд и попросил проверить норму, которую суды применили в его деле, на соответствие Основному закону. Компания указала, что это положение НК и практика его применения нарушают конституционные принципы налогообложения, поскольку допускают назначение в указанные сроки налоговой проверки сделок, данные о которых в повторном уведомлении существенно не изменялись. 

Позиция КС

В практике сформировался подход, при котором налоговая инспекция всегда проверяет контролируемые сделки при получении ей уточненного уведомления. Зачастую таким уведомлением налогоплательщики впервые сообщают о конкретных сделках или существенно изменяют данные о договорах, которые указывались в первоначальном уведомлении. 

При этом уточненный документ иногда может корректировать и несущественные технические ошибки. Тогда двухлетний срок на проведение проверки не может отсчитываться с даты получения налоговой уточненного уведомления, поскольку это будет противоречить конституционным принципам. Решение о проверках контролируемых сделок не может быть формальным. Налоговые органы должны учитывать объем, содержание и характер сведений, которые уточняет налогоплательщик. Это поможет обеспечить баланс частных и публичных интересов. 

КС признал абз. 1 п. 2 ст. 105.17 НК на практике применения этой нормы неконституционным и предписал федеральному законодателю внести изменения в закон. До этого момента при получении уточненного уведомления двухлетний срок для назначения проверки контролируемых сделок нужно исчислять со дня получения налоговой такого уведомления, если в нем впервые указываются данные о сделке или существенно изменяются данные из первоначального уведомления. Если же корректируются несущественные сведения, тогда срок на проверку нужно исчислять со дня получения налоговой первоначального уведомления. 

Дело «Вымпел-Коммуникации» отправили на пересмотр (постановление № 41-П).