Практика
20 июля 2023, 19:35

ВС разобрался со штрафом для «Яндекс Такси» за обман потребителей

«Яндекс Такси» получил штраф за обман потребителей: чиновники обвинили компанию в том, что она не доводит до потребителя всю информацию о водителе. Нижестоящие суды штраф отменили, но ВС высказался в пользу чиновников.

Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю выяснило, что пользователей «Яндекс Такси» «вводят в заблуждение относительно потребительских свойств и качества услуги по перевозке пассажира легковым такси». Компанию обвинили в том, что она не доводит до потребителя информацию о наличии у водителя разрешения на перевозку пассажиров и не отчитывается о результатах медицинского освидетельствования водителей. За это «Яндекс Такси» наказали штрафом 500 000 руб. по ч. 2 ст. 14.7 КоАП («Обман потребителей»).

Компания оспорила штраф в суде и победила в трех инстанциях (дело № А40-37711/2022). По мнению судов, у компании нет обязанности контролировать, есть ли у водителя разрешения на перевозку. Истец не может отвечать за те незаконные действия, которые совершают третьи лица, пользуясь сервисом «Яндекс Такси».

Верховный суд признал выводы нижестоящих инстанций ошибочными. Пользователь агрегатора такси, заключая договор через агрегатора и выплачивая ему денежные средства, обоснованно полагает, что услугу окажут с соблюдением требований безопасности. При этом сама компания не информирует потребителя о том, что услуга может быть оказана лицом, не имеющим всех разрешительных документов на такую деятельность.

При этом вопрос о том, должен ли сервис проверять разрешения водителей, для этого спора значения не имел, подчеркнул ВС.

С учетом этого дело о штрафе вернули на новое рассмотрение в АСГМ.