Кассация одобрила антиисковый запрет для Siemens по спорам с РЖД
Арбитражный суд Московского округа согласился с решением АСГМ о запрете Siemens Aktiengesellschaft инициировать и продолжать судебные разбирательства в Высших земельных судах Берлина и Мюнхена, а также в Верховном земельном суде Баварии по всем спорам, вытекающим из договора с РЖД о техобслуживании и ремонте 294 электропоездов (дело № А40-29783/2023). Резолютивная часть постановления пока не опубликована.
Ранее кассация также подтвердила решения судов, которые признали незаконным одностороннее расторжение Siemens этого договора (дело № А40-195006/2022). Немецкую компанию и российскую «дочку» Siemens обязали исполнить обязательства по соглашению.
По вопросу запрета на разбирательства в иностранных судах АСГМ напомнил: в деле № А40-98907/2022 суды уже установили, что рассмотрение спора с участием РЖД в австрийском суде с учетом введения Австрией санкций против РФ не будет объективным и беспристрастным. Суды обратили внимание, что третейская оговорка в договоре о рассмотрении дел в Международном арбитраже Вены ставит иностранную компанию в преимущественное положение по сравнению с российской корпорацией, так как в условиях санкций возможности РЖД по защите интересов сильно ограничены.
Но это не помешало Siemens обратиться в Высший земельный суд Мюнхена с заявлением об установлении допустимости третейского разбирательства. Компания обосновала подсудность тем, что ее имущество находится на складе Мюнхена в Баварии. Дело передали в Верховный земельный суд, несмотря на третейскую оговорку. АСГМ заключил, что немецкие суды допускают возможность рассмотрения споров по договору с РЖД в зависимости от предмета иска Siemens, хотя дело подсудно Международному арбитражу Вены. Поэтому заявление РЖД удовлетворили, и 4 сентября кассация с этим согласилась.
Ранее по требованию госкорпорации АСГМ уже запретил Siemens обращаться в Международный арбитраж с исками к российской компании (дела № А40-98865/2022, № А40-98870/2022 и № А40-262826/2022). В частности, суды указали, что в случае непринятия этих мер доступ РЖД к правосудию в иностранных юрисдикциях будет затруднен, из-за чего корпорация не сможет привлекать квалифицированных международных юристов, оплачивать арбитражные и иные сборы и выполнять другие действия.