Как сообщили «Коммерсанту» в Генеральной прокуратуре, с февраля 2022 года резко выросло количество отказов в международной правовой помощи и экстрадиции обвиняемых по уголовным делам из других стран в Россию.
С января по сентябрь иностранные государства отказали в исполнении 32 запросов о правовой помощи, из них в 28 случаях — по политическим мотивам, отметили в надзорном ведомстве. Больше всего запросов — 22 — отклонила Швейцария, уведомившая российское посольство в Берне о приостановке оказания правовой помощи РФ.
Швейцарская юстиция испытывает «наивысшие сомнения относительно того, что Россия будет придерживаться гарантий или других международно-правовых обязательств в связи с оказываемой правовой помощью».
Еще четыре отказа пришли из Латвии. Запросы касались фигурантов уголовных дел об особо крупном мошенничестве, о возбуждении ненависти и вражды, привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности и незаконном задержании, уклонении от уплаты таможенных пошлин. Просьбы о международной помощи отклоняли также США (по делу об организации незаконного вооруженного формирования и посягательстве на жизнь правоохранителя) и княжество Лихтенштейн (дело о хищении активов «Пробизнесбанка»). Часто компетентные госорганы ссылались на угрозу суверенитету своих стран и политические мотивы преследования фигурантов.
Из 85 отказов в экстрадиции 27 случаев, по данным Генпрокуратуры, были связаны с политическими мотивами. Ссылаясь на них, пять раз российские запросы отклоняла Чехия. По четыре отказа пришлось на Польшу и Австрию, которые опасались возможного нарушения прав фигурантов в случае их передачи России, по три — на Германию и Италию.
У Кипра не было «уверенности в надежности» гарантий обвиняемому в справедливом суде, а Албания, Болгария, Германия, Италия, Румыния и Словения предположили, что фигуранты столкнутся с бесчеловечным и унижающим достоинство обращением в российском СИЗО. Бельгия, Болгария, Греция, Италия, Румыния, Черногория, Чехия и в четырех случаях Венгрия отказали в выдаче фигурантов немотивированно, подчеркнуло надзорное ведомство.
«Эти решения противоречат обязательствам сторон по Европейской конвенции о выдаче 1957 года, а также принципу взаимности, которые Россия неукоснительно соблюдает», — считает официальный представитель Генпрокуратуры Андрей Иванов. Он связывает эти отказы с русофобией из-за СВО. Иванов отметил, что за восемь месяцев года другие страны выдали России 111 обвиняемых, в том числе 37 — из стран государств «дальнего зарубежья», которые исполнили 162 из 248 запросов о правовой помощи.