В марте в московской коллегии адвокатов «Люди дела» провели обыск, который Бабушкинский райсуд впоследствии признал незаконным. Как сообщили в Адвокатской палате города Москвы, при обыске допустили нарушения:
- следственное действие провели без возбужденного уголовного дела против адвоката, решения суда и представителя палаты;
- полицейские изъяли материалы, в которых была адвокатская тайна — телефоны, компьютеры, адвокатские досье и документы;
- в протокол не включили всех участников обыска, которые работали без понятых.
Удовлетворяя жалобу адвокатов, райсуд указал, что органы следствия не только нарушили правила обыска спецсубъекта (ст. 450.1 УПК), но и в целом приняли необоснованное решение о его проведении, так как законных оснований для обыска не было. 3 октября решение суда вступило в силу.
Председатель коллегии Борис Федосимов остался удовлетворен решением и отметил, что райсуд обоснованно признал нарушение прав всех 110 адвокатов коллегии. Он отметил «вопиющее пренебрежение законодательством со стороны прокуратуры», затягивавшей рассмотрение дела. Также председатель заверил, что адвокаты будут добиваться привлечения к уголовной ответственности не только следователя, вынесшего незаконное постановление, но и сотрудников полиции, которые все-таки провели заведомо незаконный обыск.
Заместитель председателя комиссии Совета АП Москвы по защите прав адвокатов Евгений Бобков счел решение суда позитивным и важным и напомнил, что комиссия давно выработала алгоритм действий при обыске, осмотре и выемке в отношении адвокатов. Бобков добавил, что обжалование обыска в коллегии было непростым, ведь суд отказывал в принятии жалобы на действия следователя по ст. 125 УПК. Это один из способов противодействия адвокатской деятельности, пояснил зампред. Райсуд объяснял отказ «отсутствием предмета обжалования». Мосгорсуд потом отменил это решение, и жалобу в итоге приняли к производству.
«Производство обысков в отсутствие законных оснований — это уголовно наказуемое деяние», — подчеркнул Бобков.