ВС оценил сальдирование обязательств с участием банкрота
В 2019 году, за два года до собственного банкротства, общество «Проектсервис» стало подрядчиком по договору со «Специальной проектной компанией «XXI век». Подрядчик выполнил работы на сумму 194 млн руб. с нарушением сроков, из-за чего ему начислили пени в том же размере. Стороны произвели зачет встречных требований. Таким образом, долгов ни у кого не осталось.
После возбуждения банкротного дела «Проектсервиса» (№ А40-206177/2021) управляющий оспорил совершенный зачет как сделку с предпочтением. Три инстанции удовлетворили требование. Ведь в результате зачета требования «XXI век» предпочтительно удовлетворены в виде погашения требований по финансовым санкциям, которые подлежат погашению после основного долга. Таким образом, суды восстановили задолженность заказчика перед «Проектсервисом» на 194 млн руб.
Верховный суд с решениями не согласился. Применение при сальдировании неустойки — это не основание, чтобы квалифицировать действия по сальдированию в качестве недействительной сделки с предпочтением. «Несогласие управляющего с начислением неустойки суммами, использованными компанией при расчете сальдо, не влечет недействительности оспариваемого уведомления, поскольку оно не имеет заранее установленной силы по вопросу о размере взаимных предоставлениях сторон субподрядных отношений», — подчеркнул ВС.
Не согласились судьи и с выводом, что неустойка подлежала оплате только после основного долга. Если есть условие для сальдирования в части подлежащей вычитанию суммы, у подрядчика отсутствует соответствующее право требования, отметил ВС.
С учетом этого ВС отменил акты нижестоящих судов и отказал в признании сделки недействительной.