ВС разрешил приставу взыскать долг в период моратория
В июне 2022 года строительная компания «УСТК» узнала о взыскании с нее 4,2 млн руб. долга по исполнительному производству, возбужденному по заявлению «Строительно-монтажного предприятия-13». Во время процедуры судебный пристав-исполнитель взыскал также дебиторскую задолженность екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Водоканал» перед «УСТК» в размере 11,3 млн руб.
Строительная компания обжаловала действия и решения пристава в суде. Она напомнила, что на дату списания денег действовал мораторий на возбуждение кредиторами дел о банкротстве и на взыскание денег в рамках исполнительных производств. Это значит, что пристав должен был приостановить процедуру, а не списывать деньги, настаивало «УСТК». Суды трех инстанций поддержали доводы компании и удовлетворили иск (дело № А60-36809/2022).
Взыскатель, «Строительно-монтажное предприятие-13», обжаловал решения в Верховном суде. Кредитор указал, что мораторий не применяется, если в отношении должника уже возбудили дело о банкротстве. К дате введения моратория (1 апреля 2022-го) АС Свердловской области уже возбудил процедуру банкротства «УСТК» по заявлению учредителей компании (дело № А60-57226/2021). Поэтому у пристава не было причин для приостановки исполнительного производства, а взыскание долга было законным, настаивал кредитор.
Экономколлегия согласилась с этим и обратила внимание, что процедуру банкротства строительной компании возбудили еще в декабре 2021-го. Это значит, что мораторий на нее уже не распространялся. Других запретов и ограничений на списание приставом денег в этом случае не было. ВС отменил решения по делу и отказал в иске «УСТК».