Торгово-промышленная палата (ТПП) подготовила отрицательное мнение по проекту постановления кабмина об автоматизированном отборе арбитражных управляющих (АУ) на основе балльной системы. Документ направили в Минэкономразвития. В ТПП считают, что инициатива может негативно отразиться на качестве ведения процедур банкротства.
Опробовать новые подходы планируется в делах о банкротстве, которые инициированы налоговыми органами. На базе сервисов ФНС создадут электронную систему, куда саморегулируемые организации управляющих (СРО) будут направлять заявки и сведения о баллах, выставленных самой ассоциации и ее членам. При отборе отсеют кандидатов с низкими оценками, а победителя выберут случайным образом из представленных. Процедуру проведут до пяти раз, пока не определят кандидатуру.
Заместитель председателя Совета ТПП по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Александр Селиванов считает, что инициативу еще нужно дорабатывать. Сейчас саморегулируемые организации АУ контролируют деятельность управляющих, допускают их в профессию и несут субсидиарные риски их некачественной работы. Проект исходит из того, что CPO может не участвовать в отборе кандидатов и не представлять данные о соответствии АУ требованиям закона, отметил Селиванов. Из-за этого саморегулируемые организации не смогут исполнять их прямые обязанности и понесут издержки.
Предложенная балльная система выбора управляющих слишком сложная и длительная, считает Селиванов. К тому же она основана на математических формулах, которые не позволяют объективно оценить эффективность процедуры банкротства и учесть профессиональные качества управляющих. Показатели для начисления баллов: срок проведения процедуры, повышение цены имущества на торгах, средний процент погашения требований кредиторов — во многом зависят не от качества работы АУ, а от третьих лиц и обстоятельств. Это может привести к недобросовестной конкуренции, ведь наиболее профессиональные АУ в сложных процедурах банкротства не смогут конкурировать с теми, кто работает с должниками без активов и не имеет опыта в инфраструктурных процедурах.
«Порядок отбора управляющих фактически направлен на ограничение количества процедур банкротства, в которых может принять участие арбитражный управляющий, а не на оценку эффективности их работы».
По мнению Селиванова, проект не учитывает и специфику должников. Например, для ведения банкротства застройщика требуется наличие у кандидата аккредитации в Фонде развития территорий, а для утверждения в процедуре банкротства финорганизации нужна аккредитация в Центробанке. Все это в документе не указано. Поэтому проект нуждается в существенной доработке, подытожил Селиванов.