9-й ААС признал незаконным отказ от ремонта поездов «Стриж»
В апреле дочерняя компания РЖД (АО «ФПК») потребовала в АСГМ признать недействительным односторонний отказ испанской Patentes Talgo — производителя скоростных электропоездов «Стриж» — от техобслуживания подвижного состава (дело № А40-96948/2023). В августе суд удовлетворил иск ФПК, и 20 ноября 9-й ААС подтвердил незаконность одностороннего расторжения контракта испанской компанией. Постановление апелляции пока не опубликовано в карточке дела.
Договор с ФПК Patentes Talgo заключила в мае 2014 года. Он должен был действовать до 2056-го. Поезда, которые испанская фирма обязалась обслуживать, использовались на маршрутах Москва – Нижний Новгород, Москва – Санкт-Петербург – Самара.
В марте 2022-го иностранная фирма уведомила «дочку» РЖД о прекращении выполнения работ по контракту. Еще испанский производитель сообщил, что не несет ответственности за последствия техобслуживания другими лицами и за невыполнение им работ из-за обстоятельств непреодолимой силы — отсутствия покрытия рисков страховыми полисами по причине введенных Евросоюзом экономических санкций.
Но АСГМ с этим не согласился и отметил: экономические санкции — это не обстоятельства непреодолимой силы, они не запрещают испанской компании выполнять техобслуживание и ремонт поездов по договору. Добросовестный контрагент должен был принять все возможные меры, чтобы продолжать выполнять работы: перестроить логистические цепочки, найти поставщиков запчастей. Тем более что оборудование для обслуживания и ремонта находятся в Москве — в июне 2022 года АСГМ передал их ФПК в качестве обеспечительных мер по этому иску.
Теперь эти выводы поддержала и апелляция.