Практика
20 ноября 2023, 16:48

9-й ААС признал незаконным отказ от ремонта поездов «Стриж»

Весной 2022 года испанский производитель отказал дочерней компании РЖД в техобслуживании скоростных электропоездов по договору. Апелляция подтвердила, что это незаконно.

В апреле дочерняя компания РЖД (АО «ФПК») потребовала в АСГМ признать недействительным односторонний отказ испанской Patentes Talgo — производителя скоростных электропоездов «Стриж» — от техобслуживания подвижного состава (дело № А40-96948/2023). В августе суд удовлетворил иск ФПК, и 20 ноября 9-й ААС подтвердил незаконность одностороннего расторжения контракта испанской компанией. Постановление апелляции пока не опубликовано в карточке дела.

Договор с ФПК Patentes Talgo заключила в мае 2014 года. Он должен был действовать до 2056-го. Поезда, которые испанская фирма обязалась обслуживать, использовались на маршрутах Москва – Нижний Новгород, Москва – Санкт-Петербург – Самара. 

В марте 2022-го иностранная фирма уведомила «дочку» РЖД о прекращении выполнения работ по контракту. Еще испанский производитель сообщил, что не несет ответственности за последствия техобслуживания другими лицами и за невыполнение им работ из-за обстоятельств непреодолимой силы — отсутствия покрытия рисков страховыми полисами по причине введенных Евросоюзом экономических санкций. 

Но АСГМ с этим не согласился и отметил: экономические санкции — это не обстоятельства непреодолимой силы, они не запрещают испанской компании выполнять техобслуживание и ремонт поездов по договору. Добросовестный контрагент должен был принять все возможные меры, чтобы продолжать выполнять работы: перестроить логистические цепочки, найти поставщиков запчастей. Тем более что оборудование для обслуживания и ремонта находятся в Москве — в июне 2022 года АСГМ передал их ФПК в качестве обеспечительных мер по этому иску.

Теперь эти выводы поддержала и апелляция.