Практика
28 ноября 2023, 9:02

ВС посчитает исковую давность по спору о поставке

На рассмотрение экономколлегии передан спор, в котором покупатель спустя четыре года после оплаты взыскал с поставщика авансовые платежи по договору. ВС предстоит ответить, с какого момента в таких спорах считается срок исковой давности.

23 октября 2017-го Томский кабельный завод обязался поставить товар «ГСП-Комплектации». Покупатель произвел авансовые платежи на сумму 27 млн руб. тремя траншами в первой половине 2018-го, но получил товара лишь на 22,1 млн руб. Срок поставки всего объема товара наступил 21 июня 2018 года.

Спустя почти три года, 11 июня 2021-го, не получивший весь товар покупатель заявил поставщику отказ от договора и потребовал вернуть деньги. Завод контрагенту отказал. Тогда «ГСП-Комплектация» взыскала деньги в судебном порядке в качестве неосновательного обогащения вместе с неустойкой (дело № А56-76859/2022). Ответчик в трех инстанциях настаивал на применении исковой давности, но суды указали: до момента расторжения договора у покупателя не было права требовать возврата неосновательного обогащения.

В жалобе в Верховный суд завод настаивает: срок исковой давности нужно считать с момента истечения срока на поставку. Также заявитель приводит доводы о надлежащем уведомлении покупателя о готовности товара к отгрузке и необходимости произвести оплату в соответствии с условиями спецификации. Завод полагает: при отсутствии оплаты товара в 100%-м размере у поставщика не возникла обязанность по поставке товара, соответственно, отсутствуют и основания для начисления неустойки за просрочку поставки товара.

Спор на рассмотрение экономколлегии передала судья Марина Антонова, но дата пока не назначена.