Практика
6 декабря 2023, 13:11

АСГМ защитил дипфейк-видео в качестве объекта авторского права

Суд учел, что ролик создан группой авторов, включая актера, сценариста, видеооператора и моушн-дизайнера.

Арбитражный суд города Москвы рассмотрел спор между компаниями «Рефейс технолоджис» и «Бизнес-аналитика» о выплате последней компенсации за неправомерное использование видеоролика, созданного с помощью технологии дипфейк (дело № А40-200471/2023). 

Фирма «Адженда медиа групп» по заказу истцу создала видео хронометражем 00:31 минута с использованием изображения актера Киану Ривза. Ролик был доступен в социальных сетях с указанием рекламодателя «Рефейс технолоджис». Ответчик же, по мнению истца, использовал видео в своих целях, из-за чего правообладатель просил взыскать с него 500 000 руб. «Бизнес-аналитика» возражала против удовлетворения иска. Ответчик считал, что авторское право на объект не возникло, поскольку видео создано за счет технологии дипфейк с заменой лиц.

АСГМ, рассмотрев спор, пришел к выводу, что в создании ролика задействована группа авторов: сценарист, видеооператор (оператор-постановщик), моушн-дизайнер и актер.

Согласно п. 1 ст. 1263 ГК аудиовизуальным произведением считается произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений и предназначенное для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств.

Суд указал, что использование технологии дипфейк — это дополнительный инструмент обработки (технического монтажа) видеоматериалов, а не способ их создания. Группа лиц, которая написала сценарий видеоролика, провела видеосъемку и аудиосопровождение, внесла личный творческий вклад в создание видеоролика и считается его авторами. В связи с этим суд принял решение об удовлетворении иска и взыскании с компании «Бизнес-аналитика» 500 000 руб. компенсации, а также расходы по уплате госпошлины. Решение в законную силу еще не вступило.