Практика
27 декабря 2023, 15:18

ВС проверил обоснованность введения банкротства

Должника признали банкротом, хотя она настаивала, что стала жертвой мошенников и на самом деле не заключала кредитный договор. ВС согласился с тем, что суды поторопились с выводами.

По заявлению «Норвик Банка» суды признали банкротом москвичку Валентину Филину, которая должна банку 4,4 млн руб. Она утверждала, что она стала жертвой мошеннических действий. В подтверждение этому она показала постановление о возбуждении уголовного дела и рассказала о подаче иска о недействительности кредитного договора. Несмотря на это, суды все равно ввели процедуру реализации имущества банкрота: первая инстанция удовлетворила иск, апелляция оставила заявление кредитора без рассмотрения, а суд округа согласился с первым решением.

В жалобе в Верховный суд Филина настаивала, что суды должны были внимательнее изучить обоснованность требования банка (дело № А40-51907/2022). «Неисполненные должником обязательства возникли из кредитного договора, следовательно, результат рассмотрения обоснованности заявления банка непосредственно зависит от юридической силы этого договора, которую должник вправе оспаривать», — отметила экономколлегия. Такие возражения должны оцениваться как свидетельствующие о наличии спора о праве и повлечь признание заявления банка необоснованным и оставление его без рассмотрения.

ВС обратил внимание, что в суде общей юрисдикции сейчас рассматриваются заявления о признании недействительными кредитного и залогового договоров. «Норвик Банк» выступает участником этих споров, а значит, может выдвигать там свои доводы против аргументов должника. Признание Филиной банкротом в этих обстоятельствах было преждевременным. Поэтому ВС оставил в силе постановление 9-го ААС.