Практика
24 апреля 2024, 9:49

ФАС считает прецедентным решение СИП о бренде № 1

Служба будет квалифицировать в качестве недобросовестной конкуренции любые наименования, в состав которых включены слова «лучший», «первый», «номер один» и символы «№ 1».

Федеральная антимонопольная служба считает указание в товарном знаке символов «№ 1» недобросовестной конкуренцией. Такую позицию ведомство высказало, опираясь на судебную практику Суда по интеллектуальным правам, пишут «Ведомости».

ФАС заинтересовалась компанией «Парус», зарегистрировавшей товарные знаки «Дихлофос № 1», по обращению другого правообладателя соответствующего бренда — фирмы «Арнест». Заявитель указывал, что он производит инсектициды под обозначением «Дихлофос» с 1972 года. Товарный знак компании № 460153 зарегистрирован Роспатентом еще в 2011 году. Вопреки этому, «Парус» в 2020 году оформил на себя похожие бренды № 756235, № 789841, № 819398. 

Федеральная антимонопольная служба пришла к выводу, что компания пыталась выделить собственную продукцию, обойдя запрет на необоснованное использование сравнительных утверждений, указывающих на превосходство товара над продукцией конкурентов. Ведомство признало организацию «Парус» нарушившей ч. 1 ст. 14.1 закона «О защите конкуренции»: компания допустила недобросовестную конкуренцию при использовании исключительных прав. Фирма не согласилась с решением и обжаловала его в суде. 

СИП, рассматривая спор, в качестве первой инстанции подержал ведомство (дело № СИП-439/2023) Суд напомнил, что закон запрещает недобросовестную конкуренцию, связанную с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ или услуг. «Парус» путем использования обозначения «№ 1» привлек внимание потребителей к своему продукту, способствуя перераспределению спроса от товаров конкурентов в пользу своих без каких-либо на то оснований, указал СИП. 

Кассация согласилась с актом первой инстанции. Суд пришел к выводу, что использование в оформлении продукции «Дихлофос» обозначения «№ 1» представляет собой форму некорректного сравнения. Кассационная инстанция отклонила доводы заявителя о том, что цифра в бренде означает лишь порядковый номер выпускаемого товара. Суд подтвердил возможность признания актом недобросовестной конкуренции включение в наименование слов «лучший», «первый», «номер один» и символов «№ 1».

В ФАС назвали эти решения суда прецедентными. В ведомстве считают, что они формируют практику, в рамках которой обозначение «№ 1» в товарном знаке может быть признано нарушением закона «О защите конкуренции». ФАС ожидает, что организации будут более ответственно подходить к выбору товарных знаков.