Практика
14 мая 2024, 12:04

ВС посчитал специальный срок для взыскания убытков

Предприятия спорили о том, в какой момент одно из них действительно узнало о причинении ему убытков и получило право на взыскание средств со второго. ВС помог им, а еще напомнил судам, что они должны учитывать при квалификации отношений между сторонами.

«Газпром ГНП холдинг» поставлял компании «Красноярсккрайгаз» сжиженный углеводородный газ в вагонах-цистернах, которые со станций назначения подавались на железнодорожный путь предприятия «В-Сибпромтранс». Стороны договорились, что цистерны должны находиться у покупателя не дольше двух суток с момента их прибытия до передачи станции пустых цистерн. За просрочку «Газпром» мог рассчитать неустойку, что он и сделал, взыскав в итоге в 2021 году с «Красноярсккрайгаза» в рамках дел № А56-51633/2021 и № А56-79574/2021 штрафы на 1,5 млн руб.

После этого «Красноярсккрайгаз» успешно взыскал с «В-Сибпромтранса» 301 000 руб. убытков, которые возникли у него в связи с уплатой штрафов (дело № А33-11006/2022). При этом апелляция отклонила довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности. Она указала: требования «Красноярсккрайгаза» основаны не на договоре перевозки, а представляют собой взыскание убытков. Иск к «В-Сибпромтрансу» приняли к производству 4 мая 2022-го, то есть в срок менее года со дня принятия решений по делам № А56-51633/2021 и № А56-79574/2021. Именно из них «Красноярсккрайгаз» и узнал, что у него есть убытки.

«В-Сибпромтранс» подал жалобу в Верховный суд. В ней он настаивал: к отношениям сторон применяется годичный срок давности. Суды неверно определили начало течения этого срока, поскольку сроки оборота вагонов были нарушены в 2019 году, а претензии «Газпрома» «Красноярсккрайгаз» получил в июле 2020-го. При этом иск к подателю жалобы поступил в суд в апреле 2022 года, то есть с пропуском срока.

Экономколлегия согласилась с доводами жалобы. ВС указал: вопреки указанию апелляции, иск основан на ненадлежащем осуществлении «В-Сибпромтрансом» обязательств по договорам на транспортное обслуживание, которое и привело к превышению срока оборота цистерн. Ссылка в иске лишь на общие нормы ст. 15 и 393 ГК не служит основанием для неприменения судами норм права, которые регулируют спорные отношения, подчеркнул ВС.

Ни при рассмотрении дела в нижестоящих судах, ни на заседании в ВС стороны не оспаривали, что задержка цистерн произошла в июле — ноябре 2019 года. Другие обстоятельства апелляция не устанавливала. Значит, вытекающие из этих перевозок требования нужно было предъявить в суд не позднее декабря 2020-го. «Красноярсккрайгаз» сделал это значительно позже, а значит, пропустил срок, подытожила экономколлегия. Поэтому ВС отменил постановления апелляции и суда округа в части удовлетворения иска и отклонил требования «Красноярсккрайгаза».