ПРАВО.ru
Практика
31 мая 2024, 17:05

ВС разъяснил, когда роялти учтут в таможенной стоимости товара

Таможня учла в стоимости продукции роялти, выплаченные краснодарским производителем вина на Кипре, что привело к увеличению суммы таможенных платежей на 200 млн руб. С этим не согласились все суды, кроме Верховного.

В деле № А32-5147/2022 таможня просила скорректировать стоимость брендированной знаком Fanagoria продукции: пробок, бокалов и штопоров. Их изготовление агропромышленная фирма «Фанагория» заказывала у зарубежных производителей, а за товарный знак платила роялти кипрской «Фанагория Лтд». По договору размер отчислений привязан к литрам сделанной продукции, на которую наносится обозначение. Посчитав, что выплаты относятся к части цены ввезенной продукции, служба включила €8,1 млн роялти и 113,5 млн руб. удержанного с них НДС в состав таможенной стоимости.

Первая инстанция с ней согласилась, посчитав товарный знак неотъемлемой частью готовой продукции. Но апелляция решила, что изображение на пробке нельзя считать доминирующим, ведь оно скрыто от потребителя вплоть до продажи вина и откупоривания бутылки. Значит, уплата лицензионных платежей, как и нанесение обозначения на продукцию, не может влиять на ее конечную стоимость. И раз роялти не считается частью цены, то и включать его в налог не нужно. Суд округа поддержал такой подход.

В жалобе в Верховный суд таможня настаивает: размещение товарных знаков на частях будущей продукции неразрывно связано с обязанностью уплачивать лицензионные платежи. Выводы же судов, что знак разместили на внутренней стороне пробки, а потому он не меняет цену продукции из-за отсутствия внимания потребителя, неверные.

ВС определил условия возврата таможенных платежей из бюджета

ВС отметил: платежи за использование объектов интеллектуальной собственности учитываются при таможенной оценке ввезенных товаров как один из компонентов таможенной стоимости при ее определении по стоимости сделки в той мере, в какой они влияют на их экономическую ценность. Если конкретный объект, за использование которого уплачиваются платежи, ввозится в страну и считается составной частью товара, стоимость этого объекта повышает коммерческую ценность продукции. А значит, она входит в цену ввозимого товара, подчеркнул ВС.

Уплата лицензионных платежей охватывает и ввоз брендированных винных пробок и бокалов, продолжает экономколлегия. Если бы «Фанагория» не заплатила роялти в последующем, то товары нельзя было бы вводить в оборот на территории РФ. Ведь других целей ввоза, кроме как для закупоривания бутылок и привлечения внимания покупателей, у компании нет. И тогда доводы таможни были верными.

При этом по закону роялти включается в сумме, в которой относится к импортируемым товарам, а не к готовой продукции, выпускаемой в РФ. Суды же не выделили из уплаченного рояли ту стоимость, которая относится к оцениваемым таможней брендированным товарам. Эту сумму и нужно включать в таможенную стоимость. А еще, по мнению экономколлегии, в нее нужно включать удержанный с роялти НДС.

Отменяя решения по делу, ВС предписал АС Краснодарского края при новом рассмотрении спора выяснить действительный размер лицензионных платежей в качестве дополнительного начисления к таможенной стоимости.