Михаил Фридман направил правительству Люксембурга предложение-ультиматум о выплате ему компенсации за замороженные активы, пишут «Ведомости». Он обещает обратиться в международный арбитраж, если его требования не выполнят.
Бизнесмен требует от иностранных властей $15,8 млрд, или 1,4 трлн руб., — это приблизительная стоимость по оценке экспертов, которых привлек Фридман. Заказать отчет в специализированных организациях Евросоюза предприниматель не может, а люксембургским компаниям запретили передавать ему какую-либо информацию.
По версии адвокатов бизнесмена, Люксембург нарушил двусторонний инвестиционный договор, заключенный Советским Союзом с Бельгией и Люксембургом в 1989 году. Согласно ст. 4 соглашения стороны обязаны обеспечить на своих территориях справедливый и равноправный режим для капиталовложений, исключающий любые неоправданные или дискриминационные меры. Ст. 5 документа запрещает экспроприацию, национализацию или применение каких-либо других мер в отношении капиталовложений, которые могут иметь аналогичные последствия. Исключение составляют случаи, когда такие меры соответствуют общественным интересам в соответствии с установленным в законе порядком.
Фридман считает, что заморозка его активов люксембургскими властями — это экспроприация. На территории страны он владел либо выступал бенефициаром CTF Holdings, ABH Holdings, Alfa Asset Management (Europe), Alfa Capital Investments Holdings, Letterone Holdings и Letterone Investment Holdings. Издание пишет, что через эти фирмы он направлял инвестиции в «Альфа-банк» и Amsterdam Trade Bank, X5 Group, телекоммуникационные компании Veon и Turkcell, фармацевтическую группу Emma Healthcare.
Правительство Люксембурга должно дать ответ Фридману в течение полугода. После он может передать спор на рассмотрение либо в комиссию ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), либо в Стокгольмский арбитраж.