Практика
18 июня 2024, 17:28

ВС оценил налоговую нагрузку залогового кредитора

Экономколлегия объяснила, в каком порядке возмещаются налоги, связанные с продажей залогового имущества.

В деле № А03-11042/2017 о банкротстве завода по переработке сои «Бинака» его конкурсный управляющий попросил суд разрешить разногласия по вопросу распределения средств от продажи залога «Российского сельскохозяйственного банка».

Суды трех инстанций решили, что эти деньги нужно приоритетно направить на погашение начисленного на залог текущего долга по имущественным налогам — земельному, налогу на имущество и пени — до расчетов с залоговым кредитором. Разногласия в части проверки текущего требования налоговой инспекции суды оставили без рассмотрения, а период отнесения расходов на залогового кредитора суд определил с даты возбуждения дела о банкротстве.

В жалобе в Верховный суд банк обратил внимание: налоги, связанные с продажей залогового имущества, возмещаются кредитором в режиме текущих платежей с даты начала конкурсного производства. А включать пени и неустойку в сумму налоговых обязательств, которые погашаются в порядке п. 6 ст. 138 закона «О банкротстве», нельзя.

«До тех пор, пока арендные платежи от заложенного имущества поступают в конкурсную массу и включаются в нее на общих основаниях (то есть подлежат распределению между всеми кредиторами), не имеется оснований для возложения бремени уплаты имущественных налогов на залогового кредитора», — напомнила экономколлегия.

На заседании стороны объяснили, что впоследствии проданные активы должника в ходе банкротства не функционировали. Это значит, что выручка от их использования ни в конкурсную массу, ни залоговому кредитору не поступала. А при недоказанности недобросовестного поведения банка и утраты экономического смысла залога имущественные налоги и пени погашаются за счет выручки от залога в порядке п. 6 ст. 138 с даты открытия конкурсного производства. Долги по имущественным налогам и пеням до этого момента погашают в общем порядке (п. 2 ст. 134 закона «О банкротстве»).

Поэтому ВС отменил решения судов и разрешил разногласия, определив, что текущие долги по имущественным налогам и пени погашаются так: 

в порядке п. 6 ст. 138 закона «О банкротстве» — с даты открытия конкурсного производства; в порядке п. 2 ст. 134 закона «О банкротстве» — до даты открытия конкурсного производства.

К таким же выводам ВС пришел и в деле № А03-1592/2014, где «Российский сельскохозяйственный банк» оспаривал порядок погашения текущих долгов по имущественным налогам. Банк напоминал, что у него нет возможности влиять на судьбу предметов залога до включения его требования в реестр. Это значит, что погашать текущие долги по налогам за счет выручки от их реализации до момента включения требования в реестр незаконно.