ВС высказался о правах арендатора лесного участка
Комитет лесов Республики Коми в 2014 году сдал в аренду компании «Бизнес-Лайн» лесной участок, а в 2018-м права и обязанности по этому договору перешли к Сыктывкарскому лесопильно-деревообрабатывающему комбинату в порядке перенайма. Комбинат планировал заготавливать древесину до апреля 2063-го. А еще по договору комбинат получил право строить на участке лесную инфраструктуру, например дороги и склады. Для такого строительства компания захотела использовать полезное ископаемое — песок, который обнаружила на арендованной территории, но получила отказ.
Минприроды отказалось согласовывать использование ископаемых без лицензии. По мнению министерства, речь идет о предпринимательской деятельности, а значит, лицензия комбинату, согласно ст. 19 закона «О недрах», все-таки нужна. Извлечение и использование ископаемых для строительства дорог связано с осуществлением предпринимательской деятельности по заготовке древесины, а это не относится к собственным нуждам комбината. Кроме того, он арендует участок именно для заготовки древесины, что тоже представляет собой предпринимательскую деятельность.
Комбинат посчитал отказ незаконным, и три инстанции тоже так решили (дело № А29-12921/2022). Суды исходили из того, что строительство лесных дорог — это подготовительная часть к заготовке древесины, что считается обязанностью общества исходя из договора аренды. Прямой экономической выгоды от выполнения этих работ нет. По мнению судов, использование арендатором лесных участков ископаемых для собственных нужд при соблюдении ограничений допускается и без лицензии.
В кассационной жалобе в Верховный суд Минприроды указало: его отказ связан не со статусом комбината как коммерческой организации и отсутствием у него права, а именно с заявленным целевым назначением использования песка. Лесные дороги предназначаются для бизнес-целей, и потребность комбината в лесных дорогах представляет собой предпринимательскую нужду. Кроме того, нахождение в границах участка песка и возможность его использования без лицензии представляет конкурентное преимущество для арендатора. А ст. 19 закона «О недрах» закрепляет лишь право использования ископаемых, а не их добычи.
Позиция экономколлегии
ВС решил: строительство новых лесных дорог и поддержание в надлежащем состоянии существующих — это хозяйственная деятельность арендатора, которому лесной участок представили для ведения бизнеса. Выполнение арендатором этих обязанностей, для чего ему могут понадобиться общераспространенные полезные ископаемые, нельзя рассматривать как его личные либо бытовые потребности. Право комбината использовать песок не предусмотрено ни Лесным кодексом, ни договором аренды. Значит, извлечение этого ископаемого — это его добыча, которая требует лицензии. А потому отказ министерства был законным, подытожила экономколлегия.
К таким же выводам ВС пришел в деле № А29-14174/2022, в рамках которого «Монди Сыктывкарский ЛПК» тоже оспаривал отказ Минприроды. Там суд отметил: если дать арендаторам лесных участков право бесплатно использовать обнаруженные там полезные ископаемые, у них появятся необоснованные преференции по сравнению с теми арендаторами, кто снимает участки без ископаемых, хотя они тоже должны строить и поддерживать дороги.
Вынесенные в пользу предприятий решения трех инстанций экономколлегия отменила, а иски компаний — отклонила.