Практика
5 августа 2024, 17:03

ВС назвал последствия возврата долга для солидарного поручителя

Первая инстанция, которую не поддержали вышестоящие суды, решила: исполнение солидарной обязанности одним из должников прекращает обязательство других. Отказ же исключить требование кредитора из реестра солидарного поручителя приведет к его неосновательному обогащению. ВС поддержал такой подход.

Признанная банкротом предприниматель Инесса Юдина попросила суд исключить из ее реестра требования «Первоуральскбанка» на 33 млн руб. Его банк получил на основании договора факторинга, по которому он выступал финансовым агентом компании «Смартех». Он финансировал ее под уступку денежных требований к дебитору «Управление ВОЛС-ВЛ», возникающих из договора поставки между этими компаниями. Юдина была один им солидарных поручителей «Смартеха», которая обязалась отвечать за исполнение иных, не денежных обязательств управления по поставке. Не получив исполнения, банк предъявил требования к поручителям.

В качестве основания для исключения требования банка из реестра Юдина указала на исполнение компанией «Россети Цифра» (новое название «Управления ВОЛС-ВЛ») обязательств перед банком по договору поставки в полном объеме (дело № А41-56760/2021).

Первая инстанция прекратила производство по заявлению, но обязала управляющего исключить из реестра требование в заявленном Юдиной размере. Суд исходил из того, что исполнение солидарной обязанности одним из должников прекращает обязательство других. В данном случае отказ по заявлению приведет к тому, что банк получит одну и ту же сумму, представляющую собой выплаченное им финансирование, дважды — первый раз со стороны дебитора, а второй — со стороны клиента либо его поручителей.

Вышестоящие суды отменили это решение и отклонили заявление Юдиной. Они указали, что ее долг возник из разных обязательств. Так, договор поручительства обеспечивал исполнение Юдиной обязательств по двум разным договорам и в отношении двух разных должников.

В жалобе в Верховный суд «Бланк Банк», не согласившийся с постановлениями вышестоящих судов, указал: ответственность «Смартеха» солидарна с ответственностью «Россетей». Поэтому исполнение обязательств по договору поставки перед банком прекращает обязательство «Смартех» по факторингу и, соответственно, акцессорные обязательства Юдиной по поручительству.

ВС выслушал эти аргументы и удовлетворил жалобу, отменив апелляционное и кассационное постановления и оставив в силе решение первой инстанции. Тем самым экономколлегия согласилась с необходимостью исключить требование «Первоуральскбанка» к Юдиной на 33 млн руб. Ее доводы будут перечислены в мотивировочной части определения, которая скоро будет изготовлена.