ПРАВО.ru
Процесс
12 августа 2024, 12:54

С 2022 года проведены 84 дела по национализации бизнеса

В 85% дел собственники уже утратили право на активы либо контроль над бизнесом. Производство по остальным делам продолжается.

В России с 2022 года проведено 84 дела, в которых власти либо через суд, либо напрямую лишали российских и иностранных физических или юридических лиц права собственности или контроля над бизнесом. В результате эти права перешли к государству. Это следует из исследования адвокатского бюро Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Федеральный рейтинг. группа Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market) группа Банкротство (реструктуризация и консультирование) группа Морское право группа Недвижимость, земля, строительство (консультирование) группа Рынки капиталов группа Международные судебные разбирательства группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (консультирование) группа Природные ресурсы/Энергетика группа Санкционное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные коммерческие споры: high market) группа Банкротство (споры mid market) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Частный капитал 27место По выручке , которое изучил Forbes.

Из 84 дел чаще всего активы уже были утрачены собственниками (в 72 случаях). Еще по десяти делам борьба владельцев бизнеса за активы еще продолжается. А по двум делам заседания уже состоялись, но итоговые решения еще не опубликованы. Согласно выводам аналитиков, власти используют восемь правовых инструментов для изъятия активов.

  • Деприватизация. Это самая объемная категория дел — в нее вошли 28 споров. Речь о якобы незаконном владении активами, которые ранее принадлежали государству. Авторы исследования отмечают, что ни одного положительного для ответчиков дела по этим спорам пока не было. Хотя по шести спорам производство продолжается. Еще по двум делам пока нет информации, приняли ли суды соответствующие решения на прошедших в начале августа процессах.
  • Изъятие коррупционных активов. Генпрокуратура пользуется возможностью взыскивать активы, полученные госслужащими и их близкими путем коррупции, на основе закона № 230 и ст. 235 ГК. В эту категорию попало 17 дел, большинство из которых бизнесмены уже проиграли. Некоторые из них стараются отменить решения в вышестоящих судах, и два спора Верховный суд все же отправил на новое рассмотрение. Об одном из таких мы рассказывали в этом материале.
  • Национализация компаний. В этот список включили 12 дел. Четыре из них завершились вынужденной продажей иностранцами их активов, восемь — решениями об изъятии имущества, чаще всего из-за признания его зарубежных владельцев участниками преступных и экстремистских сообществ.
  • Временное управление. Согласно президентскому указу № 302, активы некоторых иностранных компаний передали под временное управление Росимущества. В этой категории находится девять дел.

Другие категории уже не так многочисленны. Так, в трех делах причиной изъятия активов стали вынужденная ликвидация либо банкротство. Еще в восьми взыскивались активы в пользу российских компаний по искам к зарубежным контрагентам, семь из которых ответчики уже проиграли. В четырех, выигрышных для России дел речь шла о приостановке корпоративных прав либо принудительной редомициляции. Изъятие имущества в целях защиты публичных интересов РФ производилось трижды.

КС выскажется о сроках давности при взыскании коррупционных активов

В последние годы Генпрокуратура все чаще инициирует разбирательства об обращении имущества в доход государства, поскольку активы якобы выбыли из собственности России после незаконной приватизации. Сам тренд начался еще в 2020 году, и теперь эта практика набирает обороты. Например, в феврале суд изъял акции трех предприятий группы Челябинского электрометаллургического комбината. То же самое случилось с ценными бумагами Соликамского магниевого завода, компании «Макфа» и других предприятий. Подробнее о динамике деприватизационных споров мы подробно рассказали в статье «Как устроена деприватизация и кому она угрожает».

Генпрокурор Игорь Краснов рассказывал, что в целом в доход государства по искам ведомства обратили более 100 предприятий, которые оценивают в 1,3 трлн руб. Но, по его словам, «никакого пересмотра итогов приватизации в России нет», а работа ведомства не касается добросовестных собственников приватизированных предприятий. Иски подают, если ответчики нанесли прямой ущерб безопасности страны и национальным интересам. Из-за тревожного увеличения числа деприватизационных споров РСПП направлял президенту письмо с просьбой урегулировать процедуру и защитить добросовестных приобретателей активов. На проблемы, связанные с этим процессом, указывала и Московская биржа.