Практика
13 сентября 2024, 12:54

Зорькин отметил рост качества жалоб в Конституционный суд

По словам председателя КС, большинство обращений связаны с гражданским и уголовным правом.

Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин отчитался перед президентом Владимиром Путиным о работе в 2024 году. 

«Число жалоб не увеличилось. <...> Я бы отметил качество самих жалоб. Например, в какие-то совсем далекие годы у нас было 19 000–20 000 жалоб, а сейчас — 11 000. Но дело в том, что тогда из всех тех жалоб те, что оставались, собственно, в нашем ведомстве, в нашей компетенции... Я бы сказал, что сейчас из 11 000 суд рассматривает больше, чем тогда», — сказал Зорькин. Он заметил: граждане, адвокаты, сопровождающие уже «примерно знают», чего ждать от Конституционного суда и какие у него компетенции.

Глава КС высказался и по поводу изменений в законе. «Раньше было такое — может, не все даже знают — к нам, например, обращались из Магадана, и мы рассматривали эти жалобы. Нелепость, потому что есть ведь суды общей юрисдикции и арбитражные суды — нужно пройти эти инстанции, Верховный cуд. Теперь это поправлено, и это хорошо, я думаю. Очень многие по этому поводу были недовольны, главным образом критики, считали, что это затрудняет доступ к Конституционному суду. Но дело в том, что во всем мире такая практика: ну как это так — из районного суда сразу в Конституционный суд, когда есть Верховный?» — заявил Зорькин.

Еще он уточнил тематику жалоб: большинство связаны с гражданским и уголовным правом, касаются, в частности, бизнеса, собственности, трудовых и социальных отношений. 

«В целом это примерно так: 60 решений — это постановления, которые берут очень крупные проблемы, и их эффект, я бы сказал, очень большой. И примерно 3000 решений — это определения, когда мы прямо не признаем неконституционность закона, но мы как раз там говорим, как было бы правильно в соответствии с законом. И это тоже идет в правоприменительную практику: и адвокаты, и правоприменители используют наши правовые позиции», — подытожил председатель Конституционного суда.