Практика
11 декабря 2024, 16:47

ВС решил спор о продаже земельного участка банкрота и его семьи

Банкроту принадлежит только пятая часть имущества, которое планируют продать. Остальное — его жене и детям. Управляющий настаивает, что продать нужно именно часть, а не весь участок, но суды с этим не согласились. ВС поддержал управляющего и напомнил правила учета долевой собственности супругов при банкротстве.

В 2017 году многодетная семья Сергея Евдокимова получила земельный участок как меру поддержки. Участок находится в общей долевой собственности: одна пятая — у самого Евдокимова, а остальные четыре части в равных долях принадлежат жене и трем их детям. 

В марте 2022 года Евдокимов подал на банкротство (дело № А65-4942/2022). Управляющий решил внести изменение в положение о продаже участка и предложить продажу не всей земли, а только пятой части. Суды отказали в удовлетворении этого заявления. Они посчитали, что продажа участка целиком не нарушает права других собственников, если для них закреплено право приоритетной покупки.

Управляющий не согласился с доводами судов и подал жалобу в Верховный суд. По его мнению, продажа земельного участка целиком обременяет жену должника, потому что в таком случае ей нужно выкупать не пятую часть, а весь участок. Более того, это лишает детей их долей в имуществе, которое они получили как меру социальной поддержки. При этом они не должны нести ответственность по обязательствам должника.

Экономколлегия поддержала заявителя и указала, что если вещь в долевой собственности нескольких лиц, то в конкурсную массу включается только доля должника. Суды ошибочно рассмотрели спор исходя из того, что ко всему земельному участку применимы положения п. 7 ст. 213.26 закона «О банкротстве». Это противоречит правовой позиции, изложенной в абз. 4 п. 7 Постановления Пленума ВС от 25.12.2018 № 48.

На этом основании и для защиты имущественных прав членов семьи должника ВС отменил решения нижестоящих судов и направил спор на новое рассмотрение в АС Республики Татарстан.