ПРАВО.ru
Потребители
10 декабря 2024, 16:04

Продавцы техники пытаются бороться с «потребительским экстремизмом»

Правоохранительные органы отказываются возбуждать дела по фактам недобросовестного поведения потребителей, которые подают массовые иски и требуют компенсации от продавцов электроники. Представители отрасли ведут переговоры с Роспотребнадзором и нанимают профессиональных юристов.

Правоохранительные органы Самарской области отказывают ретейлерам в возбуждении уголовных дел по случаям потребительского экстремизма. Об этом рассказал вице-президент «М.видео-Эльдорадо» Тагир Калимуллин на заседании комитета Торгово-промышленной палаты по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства и Совета ТПП по развитию потребительского рынка 5 декабря. Представители розничных сетей электроники Restore и DNS подтвердили «Ведомостям», что такая проблема есть. К ним присоединились и мобильные операторы: МТС, «Мегафон» и «Вымпелком».

«Потребительский экстремизм»: обзор частых злоупотреблений в ритейле

Калимуллин рассказал, что в Самарской области ежегодно подают тысячи исков к крупным продавцам техники, а на Поволжье приходится 80% дел о защите прав потребителей. Ущерб по ним превышает 1 млрд руб.
В суд обращаются физлица, которые жалуются на брак или выход из строя какой-то части устройства. При этом истцы предоставляют результаты экспертизы, которая подтверждает, что есть фабричный брак. Это позволяет увеличивать размер компенсации по сравнению с реальной стоимостью товара за счет неустойки и судебных издержек. При этом неисправный товар не возвращают продавцу. Заявители по таким искам требуют от 150 000 руб. и больше при средней стоимости устройства 50 000 руб.

Представители отрасли считают, что «экспертизы липовые, а эксперты — подставные». На этом основании крупные компании обращались в МВД, прокуратуру и Следственный комитет и просили возбудить уголовные дела по факту мошеннических действий в отношении участников таких групп. Но правоохранительные органы отказывали, утверждая, что это обычные потребительские споры с розничными компаниями. При этом суды уже выносили обвинительные приговоры в похожих делах.

Депутаты предложили ограничить размер потребительского штрафа

Сейчас представители крупных компаний нанимают профессиональных юристов и ведут переговоры с Роспотребнадзором. Продавцы просят орган убрать «экономические стимулы» для организованных групп, ввести требования к экспертам по проведению экспертиз и провести оценку правоприменительной практики по существующим делам «потребительского экстремизма». Юристы дополнительно предлагают ввести новое положение в закон «О защите прав потребителей» о том, что сумма взысканной неустойки не может превышать общую стоимость товара, а штрафы в размере 50% от суммы, которые сейчас присуждаются в пользу истца, должны идти только в федеральный бюджет.


Регулирование ответственности продавца сейчас

Покупатель может взыскать с продавца или производителя товара пени в размере 1% от стоимости бракованного товара в день, что составляет более 360% годовых (п. 1 ст. 23 закона «О защите прав потребителей»). Кроме этого, суд может взыскать штраф в размере 50% от суммы, которую присудили покупателю (п. 6 ст. 13 закона «О защите прав потребителей»).