В 2018 году банк «Центр-инвест» из-за неисполнения кредитного договора обратился в суд с требованием компенсации и передачи права на ипотечную квартиру по договору дольщика с застройщиком. Последний обанкротился, и его права и обязанности по договору долевого участия перешли «Волгоградской проектно-строительной компании». Суд удовлетворил требования: взыскал 3,5 млн руб. и заложенное имущество (право требования трехкомнатной квартиры). В феврале 2020 года банк зарегистрировали в ЕГРН как участника долевого строительства.
30 декабря 2021-го многоквартирный дом сдали в эксплуатацию, но жилое помещение «Центр-инвесту» не передали, хотя он не раз просил об этом. Спор в досудебном порядке стороны урегулировать не смогли, и банк обратился за исполнительным листом (дело № А12-25803/2023).
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования. Он исходил из того, что после приобретения волгоградской компанией прав и обязанностей застройщика-банкрота она должна компенсировать размер реального ущерба, поскольку не может передать имущество. Апелляция и кассация отменили это решение и отказали в выдаче исполлиста. По их мнению, требования банка надо рассматривать в деле о банкротстве изначального застройщика.
«Центр-инвест» подал кассационную жалобу в Верховный суд. В ней он настаивает, что обстоятельства рассматриваемого спора возникли до изменения правил банкротства застройщика. Дело возбудили до того, как вступили в силу поправки, исключающие юридических лиц из категории участников строительства в делах о несостоятельности (вступили в силу 27 июня 2019-го). А потому, посчитал банк, расчеты надо проводить в отрыве от процедуры.
Судья ВС Галина Кирейкова сочла доводы кредитной организации заслуживающими внимания и передала жалобу на рассмотрение экономколлегии. Заседание назначили на 27 марта.