Практика
31 июля 2025, 12:35

На форуме Bankruptcy Far East обсудили цифровизацию банкротства

Основные препятствия для цифровой трансформации сферы банкротства — отсутствие единых стандартов данных и нежелание участников рынка инвестировать в общие цифровые решения. На форуме Bankruptcy Far East во Владивостоке эксперты поговорили о том, как преодолеть эти барьеры и какое будущее ждет специалистов в эпоху искусственного интеллекта.

Цифровизация процедур банкротства требует участия всех заинтересованных сторон, а не только арбитражных управляющих. Об этом заявил председатель совета Ассоциации арбитражных управляющих «Сириус» Кирилл Ноготков на банкротном форуме во Владивостоке. По его словам, управляющих несправедливо обвиняют в некачественной работе с цифровыми сервисами, в то время как ключевая проблема — множественность источников данных и отсутствие единых форматов. Нужно раскрывать информацию в арбитражном суде, ЕФРСБ, СРО, «коммерсантах», электронных торговых площадках, ФНС — каждое ведомство требует зайти в свой личный кабинет и заполнить данные, пожаловался Ноготков. 

Не удивлюсь, если скоро прокуратура создаст личный кабинет для арбитражных управляющих. Насколько реально своевременно и корректно заполнять информацию в стольких разных источниках? Ответ очевиден: наверное, нереально.

Кирилл Ноготков, председатель Совета Ассоциации арбитражных управляющих «Сириус»

Проблема усугубляется разными форматами данных и структурами API. Например, Федресурс предоставляет машиночитаемые данные в стриминговом потоке, а у других площадок совсем другой принцип структурирования. С судами взаимодействие еще сложнее — автоматическая подача документов пока только в мечтах, продолжил управляющий. «В лондонском метро каждый завод строил свои железнодорожные пути. У нас цифровые продукты также возникли давно, и каждый имеет свою историческую особенность. Когда мы пытаемся привести все к общему знаменателю, возникают объективные проблемы», — образно объяснил эксперт.

Ноготков рассказал о попытке создать единую систему для получения банковских выписок в электронном виде. СРО обратилось к 30 банкам с предложением: «Мы сами промониторим, найдем, что введена процедура, уведомим вашего назначенного управляющего, отправьте нам выписки в XML, и мы разместим их в личном кабинете». Это избавило бы банки от расходов на почту, бумагу и пересылку, а управляющим позволило бы автоматизировать финансовый анализ. Но откликнулся только один банк, да и тот в итоге отказался: финансисты посчитали, что это экономически нецелесообразно.

«Для успешной цифровизации все участники процесса должны прилагать усилия. Только тогда система станет прозрачной и удобной», — заключил Ноготков.

Лариса Кобикова, директор управления Сбера по развитию команд подразделений по работе с проблемными активами, партнерского финансирования и ESG, продолжила тему цифровизации, но с фокусом на трансформации роли сотрудников. Она рассказала, что банк уже три месяца назад заявил, что не принимает людей без опыта работы с искусственным интеллектом. «Сотрудники, которые владеют связанными с ИИ технологиями, показывают более высокую производительность», — объяснила Кобикова.

Она рассказала: в Сбере внедрена платформа «Пульс», которая сопровождает сотрудника на каждом этапе работы. «„Пульс“ подстраивается под тебя, ты можешь с ним разговаривать или писать в цифровой строке. Он покажет твоих коллег, график, доход, когда ты пойдешь в отпуск, какое обучение нужно пройти», — пояснила Кобикова. Банк также использует ИИ-агентов при подборе персонала. Агент анализирует заявку, ищет кандидатов, общается с ними и проверяет на соответствие требованиям вакансии. При этом Кобикова подчеркнула, что цифровизация не заменит человеческое общение.

Отвечая на вопрос о том, как стать специалистом в эпоху автоматизации простых задач, Кобикова отметила: «Каждый человек должен понимать, в какой момент его операции станут рутинными и могут быть заменены. Наши руководители помогают сотрудникам понять, каким может быть следующий шаг. А обучение помогает накапливать знания, которые позволят быть успешным не в рутине, а в экспертности».