Практика
14 августа 2025, 11:11

Банки попросили поделить ответственность за действия мошенников

Финансовые организации считают, что операторы связи должны возместить клиентам украденные средства, если пропустили мошеннический звонок.

Между операторами связи и банками возник спор о том, кто обязан возмещать убытки клиентам от действий мошенников, узнал РБК. Поводом для спора послужил второй пакет мер по борьбе с кибермошенничеством, который сейчас прорабатывает правительство.

Согласно текущей версии документа, финансовые организации должны возместить ущерб от кражи средств с банковского счета клиентов, а операторы — средства, украденные со счета мобильного телефона. Банки с этим несогласны, рассказали источники издания на рынке телекоммуникаций и финансов. Кредитные организации полагают, что операторы должны возмещать ущерб, если пропустили звонок мошенников или несвоевременно передали банкам данные об абонентах. 

Операторы же указывают, что мошеннический звонок может быть пропущен из-за сбоя в работе антифрод-системы. Кроме того, по их мнению, банки «сами создали финтех-сервисы для удобства людей, которыми теперь пользуются мошенники».

В Минцифры подтвердили, что ведомство ведет переговоры с бизнесом и пытается найти компромиссное решение. На март 2026 года запланирован запуск единой госинформсистемы «Антифрод», которая позволит автоматизировать обмен данными о правонарушениях, отметили там.

Меры борьбы с мошенничеством 

В марте Госдума одобрила первый пакет мер по борьбе с кибермошенничеством. Поправки предлагают создание государственной информсистемы, в которой будут хранить данные о кибермошенниках и их преступлениях. Среди других мер: запрет для госорганов, банков и операторов связи использовать иностранные мессенджеры в переписке с клиентами, обязательная маркировка звонков, возможность установить запрет на спам-звонки и другое.