Практика
24 сентября 2025, 18:37

ВС посчитал сроки давности при отказе от банкротного моратория

Верховный суд объяснил, что периоды подозрительности нужно считать с даты введения моратория, если кредитора лишили возможности подать заявление о банкротстве.

Компания «Подъем» с марта по май 2022 года перечислила бывшему участнику Ушкову 4,6 млн руб. в счет погашения его доли в уставном капитале (дело № А40-162814/2022). В июле 2022-го фирма отказалась от банкротного моратория, действовавшего с апреля. Летом кредитор подал заявление о банкротстве, а конкурсный управляющий позже попытался оспорить перечисления Ушкову как предпочтительные.

Первая инстанция и апелляция удовлетворили требования управляющего. Суды исходили из того, что период подозрительности нужно считать с 1 апреля 2022 года — даты введения моратория. При таком подходе все спорные платежи попадали в месячный период подозрительности.

Окружной суд не согласился и решил исчислять сроки по общему правилу, то есть с даты возбуждения дела о банкротстве (сентябрь 2022 года). При таком подходе не все платежи можно было признать недействительными.

Верховный суд поддержал управляющего и восстановил решения первых инстанций. Судьи подчеркнули: даже отказавшийся от моратория должник частично им воспользовался, поскольку кредиторы не могли требовать банкротства в период его действия. «Дата возбуждения дела о банкротстве смещается вправо по календарю без воли на то кредитора», — отметил ВС. Поэтому периоды подозрительности должны исчисляться с даты введения моратория, если дело возбуждено в течение трех месяцев после отказа от него.