Юристы оценили перспективы иска ЦБ против Euroclear
12 декабря Банк России сообщил, что подаст в АСГМ иск к Euroclear о взыскании убытков. Действия депозитария причинили ЦБ вред, обусловленный невозможностью распоряжаться принадлежащими ему деньгами и ценными бумагами, говорится в заявлении регулятора. В Картотеке арбитражных дел иск пока не отображается.
Заявление ЦБ стало реакцией на предложение Еврокомиссии использовать замороженные активы России в качестве «репарационного кредита» для Украины. Этот механизм «предоставит комиссии возможность заимствовать остатки средств у финансовых институтов ЕС, удерживающих замороженные активы Центрального банка РФ», следует из пресс-релиза ЕК.
В ЦБ назвали такой механизм противоречащим международному праву и нарушающим принципы суверенного иммунитета активов. Регулятор планирует оспорить действия ЕС «во всех доступных компетентных органах, включая национальные суды, судебные органы иностранных государств и международных организаций, арбитражи и иные международные судебные инстанции».
Какие перспективы у искаДолгое время судебная практика по вопросу взыскания убытков с Euroclear была неоднозначной, говорит адвокат BGP LitigationДмитрий Усольцев. Зачастую суды отказывали в иске, указывая, что, пока ценные бумаги продолжают учитываться на счетах депо и владелец сохраняет формальное право собственности, убытки отсутствуют. При этом российский правопорядок не допускает такого регулирования спорных правоотношений, которое превращало бы право инвестора на ценные бумаги в nudum jus («голое право»), лишенное реальной возможности владеть, пользоваться и распоряжаться ценными бумагами.
Положение Банка России в этом смысле не отличается от положения частных инвесторов, продолжает эксперт. Разве что у ЦБ нет возможности обратиться к европейским регуляторам за получением лицензии на разморозку активов, отмечает Усольцев. Примечательно, что, отказывая во взыскании убытков с Euroclear, российские суды ссылались на разъяснения ЦБ, из которых следовало, что владельцы заблокированных ценных бумаг сохраняют право собственности на них.
«Смена позиции ЦБ и подача иска выглядит мотивированной прежде всего политическими причинами. При этом возможное изменение вектора судебной практики можно только приветствовать, так как это позволит защитить интересы частных инвесторов», — считает Усольцев.
В апреле Банк России присвоил невозмещаемым заблокированным активам пятую категорию качества. Это разъяснение существенно повышает шансы на взыскание убытков за блокировку ценных бумаг, поскольку регулятор, по сути, признал их обесценение, говорит старший юрист коллегии адвокатов DelcredereЯн Гончаров.
Сейчас российские суды допускают взыскание с европейских депозитариев Euroclear и Clearstream только неполученные за время блокировки выплаты по ценным бумагам, но не стоимость самих бумаг, отмечает партнер ККМП Станислав Добшевич. Пока неясно, какие именно требования заявлены в иске ЦБ, но, вероятно, регулятор потребует взыскания самой стоимости бумаг.
В этом случае будет интересно понаблюдать, как российские суды оценят подобные требования Банка России и как это повлияет на дальнейшую практику.
Станислав Добшевич, партнер ККМППартнер Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Арам Григорян высоко оценивает шансы на удовлетворение иска, особенно с учетом государственных интересов и влияния активов ЦБ на экономику. При положительном решении встанет вопрос об исполнении судебного акта, поскольку указ президента № 95 препятствует обращению взыскания на счета типа «С», где хранятся средства Euroclear, объясняет юрист.
Кроме того, Euroclear выступает иностранным номинальным держателем, а активы на счете «С» принадлежат иностранным инвесторам. Это может открыть путь к новым многочисленным спорам против Банка России и РФ в рамках соглашений о защите иностранных капиталовложений.
Арам Григорян, партнер Nektorov, Saveliev & Partners (NSP)Обращение взыскания на средства на счетах «С» не допускается даже на основании судебного решения. Если ЦБ не получит особого разрешения, то ему потребуется приводить судебное решение в исполнение за рубежом, считает Добшевич. Теоретически это можно сделать в одном из дружественных государств, но с учетом сложившейся геополитической обстановки для этого потребуется политическая воля и определенная договоренность на уровне государств, считает юрист.
Управляющий партнер «ART DE LEX» Дмитрий Магоня не видит препятствий для признания и исполнения такого решения суда на территории других стран (за пределами ЕС). «Средств у Euroclear там хватает», — говорит юрист.